– Василий, в прошлой беседе, которая состоялась за три месяца до президентских выборов на Украине, мы говорили о том, что выборы должны многое изменить в государственно-церковных отношениях. И вот на Украине уже три месяца новая власть. Победа Виктора Януковича все-таки была закономерной?
– Та экономическая ситуация, в которой оказалась Украина, объективно не давала шансов действующей власти на победу. Ведь ее уже судят по делам, а не по намерениям, как оппозицию. Независимо от персоналий. Дела были неважные, и компенсировать эти потери агрессивным пиаром было очень трудно. Хотя Юлия Тимошенко и пыталась это сделать. Если бы власть, показавшая свою крайнюю неэффективность, что очевидно всем, каким-то образом выиграла выборы – это вызвало бы деморализацию общества, породило бы еще большую безответственность властей всех уровней. Можешь пять лет непонятно чем заниматься, а потом выиграть выборы – и снова в кресле. А когда начинают судить по делам – это признак оздоровления общества. И принцип этот вполне христианский. Кстати, когда на выборах 2004 года наш Священный Синод выступил с обращением, в котором призвал по делам судить о соискателях высшей государственной власти, Православную Церковь обвинили в том, что таким образом она агитирует за того же Виктора Януковича. У его правительства тогда, действительно, были хорошие результаты по золотовалютным резервам, пенсиям, экономическому росту и т.д. Хотя и у Ющенко тоже были неплохие показатели премьерства.
– Но ведь выборы не объединили общество, как ожидалось. Продолжается противостояние. Ни Виктор Ющенко, ни Юлия Тимошенко даже не пришли на инаугурацию нового президента.
– Понимаешь, у нас люди, которые больше всех говорят о европейских ценностях и принципах, а сами этим принципам меньше всего следуют. Ни победы, ни поражения с достоинством принимать не могут. Хотя все опросы общественного мнения давали вполне прогнозируемый результат, и кто из кандидатов является фаворитом – не было новостью.
– Виктор Янукович тоже в свое время не пришел на инаугурацию Виктора Ющенко.
– Это другой случай. Он не без оснований полагал, что с ним поступили несправедливо. Он выиграл выборы, Центризбирком объявил его президентом, руководители некоторых стран успели поздравить, но начинается Майдан, противостояние, ему навязывают не предусмотренный никакими законами третий тур, шельмуют по всем каналам, обвиняют в массовых фальсификациях, в причастности к отравлению Ющенко и пр. Были травля, предательства, он проигрывает третий тур. Впоследствии выясняется, что массовых фальсификаций не обнаружено, сегодня даже заместитель генпрокурора говорит об отравлении Ющенко как результате косметических операций и т.д. Словом, это все было не для слабонервных. Месяца через два после выборов Виктор Янукович был на каком-то церковном форуме в Москве, я подошел к нему, что-то спрашивал, но было видно, что он все еще тяжело переживает поражение. Хотя ведь афонские монахи предрекли его победу с оговоркой "но не сразу". Думали, что это "не сразу" – какие-то суды, козни оппонентов, а оказалась целая пятилетка политической борьбы.
– Hа Украине всегда были непростыми отношения Церкви и власти, хотя все берут благословение у Церкви, а насколько воцерковлена сама власть?
– В начале независимости, естественно, не было никакой воцерковленности. Первым, кто перед телекамерами перекрестился, был Леонид Кучма, и это было на второй или третий год его правления. Первые три президента были выходцами из партноменклатуры, закончили Высшую партшколу при ЦК КПУ, Виктор Ющенко даже с отличием. О воцерковленности власти можно было судить по такому любопытному случаю. У нас в конце каждого года в присутствии первых лиц державы на Владимирской горке у памятника Крестителю Руси Блаженнейший Митрополит Владимир служит благодарственный молебен. Помню, однажды прибыл на молебен Леонид Кучма со свитой министров и депутатов. Служба началась, Кучма снял шапку, и вся свита вслед за ним обнажила головы. Леонид Данилович постоял, поежился – конец декабря, на берегу Днепра все-таки зябко, – он надел шапку, и все сопровождающие сделали то же самое. Но надо креститься, и президент опять снял головной убор, то же самое сделала свита. Я поразился синхронности действий: сам стоял напротив, видел президента, и, допустим, мог повторять все его действия, но те несколько десятков высших чиновников стояли за президентом и рядом с ним, они не могли видеть, что он делает, но каким-то интуитивным чувством безошибочно повторяли его действия.
– Обыкновенное чиновничье чувство, но если говорить о первых лицах государства?
– У них, по моим наблюдениям, очень переплетено личное, политическое, целесообразное. Так, Леонид Кравчук во время президентства был гонителем Православия, организатором раскола, но когда где-то в Белоруссии обнаружили братскую могилу советских воинов, в которой захоронен его отец, погибший на войне, на перезахоронение капсулы с землей с той могилы в родном селе на Ровенщине пригласил священников гонимой им Церкви. Он это объяснил тем, что его отец был глубоко верующим православным человеком, пешком ходил в Почаевскую Лавру, и он, естественно, пригласил отправить панихиду священнослужителей той Церкви, к которой принадлежал Макар Кравчук. Я писал тогда реплику о "грустных секретах президента": когда дело касается личного, то сын-сирота не захотел оскорблять память отца лжеслужбами раскольников, но почему всей Украине навязывает филаретовские рога и копыта?
Юлия Тимошенко после освобождения из СИЗО, куда ее заточил Леонид Кучма, поехала в наш храм, где долго молилась, да и в этом году вечером накануне решающего дня выборов была в Лавре, не хотела уезжать, говорила, что только здесь чувствует себя легко и свободно. А затем вытанцовывала перед унией и расколами. Как определить: где человек, а где политик? То же с Виктором Ющенко: он мог стоять на коленях, ввергая в оторопь окружение, на лаврской площади, где Блаженнейший служил Божественную литургию, и в то же время море проблем создавать Православной Церкви, интриговать против нее. Но интересно, что оранжевая элита (неуниатская ее часть) все-таки предпочитает своих чад крестить и венчать в канонической Православной Церкви. Это меня всегда удивляло.
– Почему же? Политики тоже знают, что "таинства" раскольников недействительны, безблагодатны?
– Я думаю, дело не в политиках, а в их женах. Наши мужчины-политики, как правило, конформисты, склонны к предательству, не случайно гетмана Ивана Мазепу в национальные герои тянут. А вот женщина-украинка – это непоколебимая защитница Православия, традиционных ценностей. Она может быть покладиста только до тех пор, пока дело не касается семьи, домашнего очага, детей и внуков. Невзирая на служебное положение мужа, его политические взгляды, она говорит: знаешь, Петя, ты это на работе можешь мутить со своими филаретами-драндулетами, венчай у них своих секретарш, а у меня единственная дочь (сын, внук), крестить (или венчать) будем только в законной Православной Церкви, к ней и мама моя покойная, и бабушка, и дедушка принадлежали, я хочу счастья своим детям и внукам, и только посмей мне что-то возразить! И мужья соглашаются. На женщинах держится вера. Так было всегда, и при монголах, и при унии: мужей угонят или вырежут, а женщина воспитает детей и непременно – православных. Вот Леонид Кучма в конце президентства сдружился с расколоучителем Филаретом, как Маркс с Энгельсом, хотя Людмила Кучма вряд ли хоть раз переступила порог Пушкинской.
– А в отношении нынешней власти что можно сказать по этому поводу?
– Я думаю, что Виктор Янукович и Николай Азаров избежали "раздвоенности" и "растроенности" своих предшественников, когда в семье ты в одной "церкви", на работе в другой, на публике в третьей, а на самом деле – апофегист. У них не формальное, а заинтересованное отношение к Церкви. Я пару раз был свидетелем, как они приходили к Блаженнейшему. Обсуждали какие-то общественные проблемы, затем Азаров выходил из кабинета, Янукович оставался, потом выходил Янукович, Азаров заходил. Они относятся к Блаженнейшему не только как к руководителю крупнейшей Церкви, но и как к духовнику, которому можно рассказать о чем-то личном, спросить совета. Отсюда и то уважение, которое они демонстрируют по отношению к Православной Церкви и ее Предстоятелю. Когда в прошлом году Виктор Янукович сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла во время его визита и в Киеве, и на Донбассе, то кто только не язвил по этому поводу – предвыборный пиар регионов! Как только выборы закончатся, регионалы о Патриархе и не вспомнят. Но оказалось, что это вовсе не пиар. Он пригласил Святейшего на инаугурацию, получил благословение Православной Церкви.
– Принято считать, что Виктор Янукович и Николай Азаров – технари, производственники, которых кроме экономики мало что интересует.
– Пожалуй, это так и есть. Они объявили своей целью – преодоление бедности. Для страны, которая нуждается в тотальной модернизации, производственники во власти – не худший вариант. Впрочем, я не думаю, что их познания в других сферах, в том числе и церковной, в чем-то очень отличаются от предыдущих премьеров и президентов. Я едва ли не у всех брал интервью или комментарии, и Виктор Янукович удивил как раз компетентностью. Где-то в 2007 году Виктор Ющенко с какой-то очередной антицерковной инициативой выступил, я записал комментарий у самого президента, потом поехал в парламент, записал мнения спикера, лидеров фракций, в том числе и Юлии Тимошенко. Когда выходил из Верховной Рады, увидел, что приехал в парламент Виктор Янукович, он был тогда премьер-министром. Я подошел к нему с диктофоном. По технологии, когда обращаешься к руководителю высокого уровня с вопросами в специфической области (той же церковной), то ты должен сначала изложить суть проблемы, уже существующие или возможные варианты ее решения, а затем уже спрашивать. Иначе ты никого не разговоришь, и от тебя просто отмахнутся: мол, к сожалению, не в курсе. Виктор Федорович согласился ответить на вопросы, но едва я начал излагать суть дела, он стал отвечать нетривиально, глубоко и со знанием дела. Это поразило и его окружение. Этот комментарий долго висел на нашем сайте. Так что слухи о том, что Янукович кроме шахт и производств мало в чем разбирается, слишком преувеличены. Хотя я могу судить лишь из своего небольшого опыта общения с ним.
– Говорят, что политик до и после избрания – это разные люди. Можно ли это отнести к новому президенту Украины?
– Во время визита Патриарха Кирилла в Киев была возможность поговорить с Виктором Януковичем о визите и о разных проблемах. Мы ждали Патриарха в Лавре, а он с Блаженнейшим в это время встречался с президентом Виктором Ющенко, и встреча, как водится, затянулась. Я кроме всего прочего сказал Виктору Януковичу, что трудно представить, как надоела Православной Церкви наша власть своим вмешательством в ее внутренние дела, установками, назиданиями. Вот и сейчас, говорю, Виктор Андреевич, видимо, объясняет нашим первоиерархам, что такое Церковь, какой она должна быть и как должна жить. Будущий президент произнес знаменательную фразу: "Потерпите еще полгода, и все изменится". Она у меня и на пленке есть, так что можно ее предъявить, если потребуется. Но за эти сто дней Виктора Януковича пока такой потребности не было.
– А что, собственно говоря, изменилось?
– Прежде всего, то, что власть перестала быть проблемой для Православной Церкви. Для наших, украинских, условий, это невероятная новость. Потому что все эти годы она находилась под прессом. Лет 10 назад, помню, Священный Синод даже обращался к президенту с единственной просьбой: чтобы власть в конце концов оставила Церковь в покое и занималась своими, государственными, проблемами. При Кравчуке практиковалось тотальное беззаконие, штурмы православных храмов, разграбление Церкви, насильственный перевод православных общин в расколы; при Кучме органы государственной власти занимались строительством "поместной церкви", поскольку Леонид Данилович это где-то предначертал, и это называлось "осуществлением государственной политики" в церковной сфере. При Ющенко председатель Госкомрелигий объявил, что УПЦ вообще представляет угрозу для национальной безопасности страны: ее религиозный центр находится вне Украины, поэтому, дескать, православные священнослужители, окормляя органы госвласти, армию, больницы, тюрьмы и т.д., – везде являются проводниками интересов иностранной державы. Этот весь бред культивировался и поддерживался властью почти два десятилетия. И то, что новая власть от него отказалась, – уже великое благо. Православная Церковь в православном государстве должна иметь лишь одну проблему – самого человека. Ради него она осуществляет свою миссию – ведет его ко спасению. Государство и общество должны помогать Церкви в выполнении ее миссии. Думаю, что новая власть придерживается такой же точки зрения.
– Понятно, изменилось отношение к Церкви, но мы ведь говорили, что судят по делам?
– С делами, действительно, пока негусто, их, строго говоря, еще и нет. В наследство новой власти достались большие завалы и в экономике, и в образовании, и в культуре, и в нашей сфере. Надо в конце концов восстановить юридические и имущественные права Православной Церкви. С этим никто не спорит, но власть все эти годы только и делала, что объясняла, как это все сложно и невозможно. Незаконно прихватизированный гигант промышленности "Криворожсталь" можно вернуть государству, а вот имущество и храмы, захваченные боевиками, вернуть Церкви – никак! Нужна воля к законности. И только на основании закона можно строить стабильное и процветающее будущее.
– А как расколы чувствуют себя в новой общественно-политической реальности?
– После поражения оранжевых раскольники и униаты сильно перепугались. Во время выборов, по традиции, они горячо агитировали за оранжевых (а религиозным организациям запрещено заниматься политикой). Денисенко-Филарет так раздухарился, что даже объявил регионалов "злом", "тьмой" и "неволей", а оранжевых – добром, светом и свободой. После победы Януковича расколы и уния, естественно, испугались, что им придется сушить сухари и отправляться в донецкие каменоломни. Когда новый президент отказался у них "благословляться", подняли вой – дискриминация! Мол, Виктор Янукович должен одинаково и равноправно относиться ко всем. Униаты даже всем своим синодом обращение к нему написали. Хотя и расколы, и уния, как политические марионетки, сами никакого "равноправия" никогда не соблюдали и танцевали только под одну политическую скрипку, по первой команде оранжевой власти начинали травить оппозицию.
– Каким образом?
– А вспомним случай с роспуском Верховной Рады в 2007 году. Регионалы победили на парламентских выборах 2006 года, вместе с социалистами и коммунистами создали коалицию, которая образовала большинство, Александр Мороз стал спикером, Виктор Янукович – премьер-министром. У нас парламентско-президентская республика, и любая партия, если у нее есть конституционное большинство, вообще может оставить президента не у дел. Когда такая перспектива замаячила, поскольку оранжевые депутаты стали переходить в правящую коалицию, Тимошенко убедила Ющенко срочно распускать парламент. Но оснований не было: парламент и правительство – работают, и вполне законно. Тогда придумали фишку с "политической коррупцией", в которой Ющенко обвинил депутатов, перешедших в коалицию, и издал указ о роспуске парламента. Верховная Рада объявила действия президента неконституционными, отказалась выполнять указ – и начался очередной политический кризис, который привел к параличу власти, а через полгода к роспуску парламента, новым выборам и отставке правительства Януковича. Как повели себя в этой ситуации расколы? Не успел Ющенко издать указ, как "религиозные лидеры" из Всеукраинского совета церквей во главе с Филаретом собирают пресс-конференцию и выступают с обращением к народу. Филарет, как генпрокурор, объявляет, что "богопротивная" политическая коррупция является главной бедой Украины, угрозой ее независимости, и дает "духовные" и политические обоснования необходимости разгона парламента. Его поддерживает главный униат кардинал Гузар, какой-то протестант и римо-католический епископ. Это глуповатое политическое киллерство было столь очевидным, что журналисты подвергли остракизму все выступающих. Верховная Рада через день даже обратилась к папе Римскому, чтобы он разъяснил, на каком основании уния лезет во внутриполитические дела Украины и позволяет себе обвинять в коррупции крупнейшие политические партии, парламент и правительство. По законодательству Украины религиозные организации не имеют права заниматься политической деятельностью.
– А Блаженнейший Митрополит Владимир не подписал это обращение?
– Он выступил со своим, в котором призвал все политические силы к примирению, чем, думаю, очень расстроил президента. Я, кстати, на той пресс-конференции подошел к католическому епископу Станиславу Широкародюку и спросил: уния, расколы – системные провокаторы, готовы любые политические заказы власти выполнять, но вам-то не стыдно в травле оппозиции участвовать? Он был расстроен головомойкой, которую устроили им журналисты, сказал, что это еще Кучма придумал этот Всеукраинский совет церквей, который подмахивает все, что власть ему подсунет. Так что у расколов и унии нет никаких оснований требовать от Януковича к себе даже уважительного отношения, потому что они никогда к нему толерантно не относились, а использовались против него как грязные политтехнологии.
Тем не менее В. Янукович и Н. Азаров поздравили М. Денисенко с Воскресением Христовым. Иными словами "зло" и "неволя" поздравили анафему с Пасхой.
- И Михаил Антонович оттаял?
– – Куда там. Отблагодарил в своей манере. Дал интервью, в котором объявил, что Церковь, к которой принадлежат Янукович и Азаров, представляет главную опасность для независимости Украины. Каково это слышать президенту и премьеру? И поделом: будут знать, как анафеме палец протягивать.
– Но на Парад Победы, никого, кроме Блаженнейшего Митрополита Владимира, все-таки не пустили.
– На парад всех позвали, только на главную трибуну не пустили. Согласись, это было бы слишком. Филарет привечает во Владимирском эсэсовских недобитков, униаты окормляли карательные фашистские батальоны и дивизию СС "Галычина". Ни уния, ни расколы на стороне победителей в Великой Отечественной войне не участвовали. Многие униатские священнослужители, включая кардинала Гузара, – вообще потомки пособников фашистов, с которыми они и драпали на Запад. Как вообще их можно было на парад звать?
– Но ведь позвали. Власть проявляет толерантность?
– Безусловно. Хотя уния и расколы боялись, что им устроят такую же травлю, какую они с властью устроили Православной Церкви в 2005-ом, после победы оранжевых. Тогда вице-премьер Николай Томенко, не успев вступить в должность, выступил с открытым провокационным письмом-требованием к Предстоятелю УПЦ, чтобы тот заявил о праве "украинцев жить на своей земле". Будто УПЦ в этом праве им отказывает! Целая свора оранжевых публицистов обрушилась на Православную Церковь с клеветой. Некий Черноморец изобличал ее в том, что она готовила заговор против оранжевых с целью недопущения их к власти, Виктор Еленский дописался даже до того, что УПЦ молилась о смерти Ющенко. В Сумах, на родине президента, оранжевые партии и выступил с требование отобрать у православных все храмы, а филаретовский "епископ" – выслать в теплушках всех православных в Россию. Пришлось Генеральной прокуратуре Украины вмешиваться, чтобы остудить воинственный пыл раскольников, униатов и оранжевых. И эта травля – ату, ее, ату! – поддерживалась властью и была повсеместной. Виктор Ющенко храм у православной общины родного села, которая благословила его в президенты и гордилась им, отобрал и передал расколу, причем незаконно. Так что как поступали с нами, мы помним. Но новая власть, слава Богу, не уподобляется в преследованиях своим предшественникам, ни один чиновник не призвал вывезти унию и расколы в Америку в теплушках. Православная пресса также никакой травли унии и расколам за их преступное участие в политике не учиняла. Но вопросы эти, конечно, надо решать. Отделять религию от политики, от бизнеса, хотя, конечно, это будет расценено, как борьба с унией и расколами.
– Почему ты так думаешь?
– Вот сейчас поднялся скандал во Львове. Накануне визита Виктора Януковича в этот областной центр, в униатский институт к ректору американцу некому Гудзяку, видимо, тоже "из потомков", пришел сотрудник СБУ и провел с ним беседу об украинском законодательстве, согласно которому образование у нас деполитизировано, и руководители вузов не вправе организовывать студентов на политические акции и провокации. По крайней мере, во время занятий. Об этом Гудзяку напомнили и попросили подписать бумажку, что предупрежден. Наверное, знали, что готовит какую-нибудь провокацию против президента. Кстати, попробовал бы этот Гудзяк со студентами в родных США встречать президента плакатами "Обама, геть в свою Африку!" – он бы давно уже не преподавал, а с карнавкой у метро сидел. Но у нас униатам во Львове закон не писан, и теперь весь Интернет в воплях: власть прижимает, а СБУ даже вербует унию! Будто она еще никем не завербована! Хотя, когда сами униаты с римо-католиками организовывали визит папы Римского, то в Киеве и в области не только в каждый вуз, но на каждое предприятие, в каждый ЖЭК и даже православный храм заявлялись эсбэушник, чиновник, милиционер, пожарник и под расписку требовали удостоверить, что предупреждены о недопустимости протестных акций против понтифика. Ибо папа – глава государства – приглашен Кучмой – главой государства, и мы должны обоих страшно уважать! Иначе найдут нарушения всего на свете, включая правил пожарной безопасности. Мы писали тогда об этом, но никакие гудзяки и католическая общественность воя о нарушениях прав и ценностей не поднимала.
– А какие перспективы объединения православия в новых условиях?
– По-моему, очень хорошие. Расколы не только создавались, но и все эти годы поддерживались властью. Без ее поддержки они – пустое место. Власть должна научиться говорить своему народу правду, а "не крышевать" чужие преступления и ложь. Унию надо именовать унией, расколы – расколами, отлученных самозванцев – тем, кем они являются на самом деле. Преступно захваченное имущество надо отдавать законным владельцам. Расколы, если они хотят продолжать существовать, должны создавать свою собственность, а не паразитировать на чужой. Сами раскольники должны услышать призыв мирового православия примириться через покаяния с Богом и с Церковью Его. Проблем с раскольничьими общинами, думаю, не будет, они и сейчас повсеместно возвращаются в спасительное лоно Церкви Христовой. Проблемы будут с так называемым самозваным "епископатом", который хочет продолжать жировать нам награбленном.
– Но раскольники оперируют данными соцопросов, согласно которым "Киевский Патриархат" поддерживают больше украинцев, чем Московский, хотя у последнего в пять раз больше общин и в 20 раз – монастырей.
-Это все подтасовки. Действительно, по некоторым опросам к "Киевскому Патриархату" относят себя больше людей, чем к Московскому, причем даже в Севастополе, где нет ни одной раскольничьей общины. Когда же у этих людей спросили: "А кто возглавляет Киевский Патриархат?" – 70 процентов ответили: "Митрополит Киевский Владимир, он наш патриарх". И Филарет Денисенко это прекрасно знает, но лжет, потому что ложь – последнее его пристанище.
– У нас, в России, многие говорят, что Украина стала на путь кардинальных преобразований. Насколько они существенны в духовной сфере.
– Преобразования начались бы при любой власти, потому что это единственный способ выживания. Многое у нас зависит и от России, от того, насколько она сможет перезагрузить свои отношения с США и Западом. Ведь уния, расколы, галицкие нацики – сами по себе бессмысленны, бесполезны и совершенно неэффективны. Вот они с 1990 года, уже 20 лет, у власти в трех галицких областях. За это время вытоптали русский язык, русскую культуру, разорили православие, но сами как были в упадке, жили на дотациях, так и живут. Более того, от бесхлебицы народ по всему миру колесит в поисках заработка. Потому что униато-раскольничья власть не умеет ни сеять, ни строить, только провокации устраивать и русофобствовать. Расколы, униаты, националисты – это элементы "пояса" нестабильности и русофобии, который США и Запад затягивали вокруг России.
В 1997 году Блаженнейший Митрополит Владимир и три Патриарха - Московский, Константинопольский, Грузинский – встретились в Одессе, чтобы решить проблему украинских расколов. Они выступили с заявлением, что на Украине есть лишь одна законная Православная Церковь – УПЦ. Затем удалились подписывать обращение к православным верующим, чтобы они из расколов возвращались в спасительное лоно Церкви. Ждем полчаса, час, вдруг Константинопольский Патриарх выходит и спешно отправляется на корабль, не пописав обращения. Оказывается, его по телефону отыскал Посол США и, несмотря на уже сделанное заявление, бесцеремонно запретил подписывать это обращение. Как это Украину без русофобских расколов оставить? Это не отвечает интересам США!
И все последние годы именно такой была политика по отношению к Украине. Денег на модернизацию, укрепление экономики никто не давал, даже обещанных. Вот десять лет назад по требованию Запада закрыли Чернобыльскую станцию, а обещанные миллиарды на компенсацию потерянных энергомощностей так и не дали. Сколько не напоминали. А вот на русофобские проекты – майданы, провокации, исторические, политические, культурологические и пр. – средства всегда находились. Необходимо, чтобы и эта ситуации также изменилась.
- А как сама новая власть оценивает свои первые сто дней?
- Было обещано, что Виктор Янукович выступит со специальным обращением, где подведет итоги ста дней, даст анализ главных проблем и изложит стратегию их решения. Возможно, там будут затронуты и вопросы государственно-церковных отношений. Выступить он должен в ближайшие дни. Ждать, по крайней мере, осталось не долго.
"РАДОНЕЖ", 3 июня 2010 г.
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=78112
Bloomington
-
Just published: an article by Mark Sedgwick (me) on "The Traditionalist
micro-utopia of *Bloomington*, Indiana," in the *Journal of Political
Ideologies*...
2 days ago
No comments:
Post a Comment