26 мая Совет Федерации утвердил День Крещения Руси в качестве памятной даты.
Напомним, опрошенные Regions.Ru мусульманские священнослужители поддержали это нововведение. При этом некоторые из них отметили, что в таком случае следовало бы сделать памятной датой и День принятия ислама в Волжской Булгарии, с которого началось распространение этой религии на территории России.
То же самое предложение высказал во время обсуждения законопроекта и член Совета Федерации Амир Галлямов.
"Я предлагаю дополнить календарь памятных дат и Днем принятия ислама. Я думаю, что меня поддержат не только мусульмане, которые проживают в нашей стране, но и представители других конфессий, в том числе и православные", - заявил А.Галлямов.
Он напомнил, что на территории Волжской Булгарии еще в 922 году местным населением был принят ислам.
Инициативу сенатора поддержал глава верхней палаты парламента Сергей Миронов. "Вчера в рамках нашей комиссии по межнациональным отношениям обсуждался этот вопрос, и я думаю, что эту идею необходимо поддержать и проработать", - заключил он.
«Как вы относитесь к этой идее?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что равенство религий перед законом не означает их равного значения в истории страны.
«Да, как и православие, ислам входит в число российских традиционных религий. Но именно православие стало в нашей истории системообразующим фактором и ключевым элементом всей русской культуры», - сказал он.
«Мусульмане занимают весьма достойное место среди народов Государства Российского, а ислам играет достаточно важную роль в российской культуре. И все это прекрасно. Но отмечать день принятия ислама Волжской Булгарией в общенациональном всероссийском масштабе, я думаю, было бы нецелесообразно. Но это выглядело бы вполне логично и естественно, например, в Татарстане», - считает отец Тихон.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак считает, что на общенациональном уровне должны фиксироваться лишь даты и праздники, значимые для большинства граждан.
«И их значение должно быть очевидным. То, что Крещение Руси сыграло принципиально важную роль в истории нашей страны, думаю, очевидно даже для людей неверующих, далеких от Церкви и православия. Принятие же ислама Волжской Булгарией, очевидно, не является столь же принципиально важным событием. Хотя, конечно, для мусульман это событие является очень важным. Но мусульман все-таки не большинство», - сказал он.
«И реверансы, связанные с политкорректностью, представляются мне в данном случае неуместными», - добавил священник.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отнесся к идее сделать памятной датой День принятия ислама в Волжской Булгарии без особого энтузиазма, но отметил, что и против он не будет.[!]
«В предложении парламентариев присутствует, конечно, определенная логика. К тому же государственная власть должна нынче соответствовать принципам политкорректности. Так что ничего удивительного я в этом предложении не вижу. Не вижу в нем и ничего плохого. [!] Разумеется, немусульмане эту дату отмечать не будут. Но если введение этой даты в общероссийский календарь поможет мусульманам глубже осознать связь со своими традициями, то это будет даже хорошо»[!], - сказал он.
«То же самое, кстати, можно, по-моему, отнести и ко дню Крещения Руси», [!]- добавил священник.
Клирик Спасского собора Минусинска Красноярского края и известный поэт, священник Сергий Круглов, вообще считает неверным отмечать на государственном уровне даты, связанные с религией. [!]
«Поскольку Россия является светским государством, то идея делать из религиозных праздников памятные даты мне представляется по своей сути неверной», [!]- сказал он.
По словам священника, «когда религиозный праздник отмечается не на официальном уровне, то его празднование проходит более душевно и интересно. Насильно мил не будешь, невольник – не богомольник».
«Поэтому не думаю, что день Крещения Руси и день принятия ислама в Волжской Булгарии стоит заносить в светские календари. Эти даты должны быть праздничными в религиозных общинах», - добавил он.
«При этом я вовсе не призываю к какой-то маргинализации религии, не призывают сделать религиозные общины закрытыми. Диалог Церкви и общества всегда должен быть открытым», - подчеркнул отец Сергий.
Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов считает, что введение Дня принятия ислама стал бы шагом к изживанию бытового восприятия мусульманина как «брюнета-чужака».
«Действительно, ислам появился на территории России раньше, чем православие. И здесь, пожалуй, именно мусульманам надо было первыми выступить с такой инициативой. Но лучше поздно, чем никогда», - подчеркнул он.
«Православие и ислам – два становых хребта России.[!] И если наше предложение будет услышано, то это подчеркнуло бы, что ислам – исконная государствообразующая религия, [!]а мусульмане – коренные равноправные граждане России, что мусульмане стояли у истоков создания российского государства и сейчас должны подключаться к активной государственной деятельности и участвовать в модернизации», - подытожил Ахмед-хаджи.
Тагир-хазрат Саматов, заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Ханты-Мансийского округа, с радостью поддержал идею нового праздника.
«Было бы замечательно, если бы памятное для мусульман событие стало красным днем календаря. Это бы напомнило нашим соотечественникам о святости нашей веры, что мы не язычники и наши прадеды сделали когда-то правильный выбор»,[!] - сказал муфтий.
«Поэтому, я был бы только рад, если бы вклад ислама в развитие нашего государства был отмечен таким образом», - заключил Тагир-хазрат.
Одобрительно отнесся к предложению ряда мусульманских священнослужителей официально провозгласить день принятия ислама на территории России памятной датой заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Астраханской области Назымбек-хазрат Ильясов.
«Я очень положительно отношусь к идее сделать День принятия ислама в Волжской Булгарии памятной датой наряду с Днем Крещения Руси. [!}Это никому и ничему не помешает», - сказал он.
«Такие праздники лишний раз будут напоминать о том, что наши предки – русские и мусульмане – приняли веру по собственному желанию, а не по чьему-то принуждению», - заключил Назымбек-хазрат.
Излишним считает утверждение Дня принятия ислама в Волжской Булгарии в качестве памятной даты в России председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев.
«Когда в Волжской Булгарии принимали ислам, то его уже давно исповедовали на юге России. Поэтому делать или нет день принятия ислама в Волжской Булгарии памятной датой - это спорный вопрос. Лично я не думаю, что об этом вообще стоит заводить речь», - сказал он.
По словам муфтия, «утверждение какой-то одной даты принятия ислама на территории России породит массу вопросов. Поскольку, например, сподвижники пророка Мухаммеда были на юге страны еще в VII веке, намного раньше, чем приняли ислам в Булгарии (922 год)», - заключил Исмаил-хаджи.
Одобрительно отнесся к идее приравнять День принятия ислама в Волжской Булгарии к памятной дате России председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), раввин Зиновий Коган.
«Христианство и ислам – это две великие авраамические религии. Поэтому я очень положительно отношусь к этой идее и приветствую ее, поскольку считаю, что и День Крещения Руси, и День принятия ислама в Волжской Булгарии – это важные и знаменательные даты для всего российского населения», - сказал он.
«Для новой возрожденной России подобные памятные даты – это очень важный момент. Равно как РПЦ объединяет десятки народов России, делая своими праздниками и традициями ее жителей от Курил до Калининграда едиными, так и родной России ислам объединяет многие народы нашей страны, чем и укрепляет ее единство», - заключил Зиновий Львович.
Пресвитер Евгений Бахмутский, замеcтитель председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов, считает опасным соревнование в датах, начатое мусульманами.
«Всякое событие, которое становится национальным праздником, - это выражение любви, радости, восторга, доброй воли граждан нашей страны. И оно отмечается вне зависимости от бюрократического утверждения на государственном уровне. Например, в свое время коммунистическая партия отменила празднование Рождества Христова, но верующие продолжали праздновать, невзирая ни на что», - заметил он.
«Я думаю, что прежде утверждения того или иного праздника нужно к этому через просвещение подготовить наш народ и, возможно, выждать время. А если каждая конфессия и религия начнет соревноваться в предложении новых дат, то это лишь усилит размежевание в обществе», - подчеркнул Евгений Юрьевич.
«Нужно утверждать праздники, которые бы объединяли страну и консолидировали граждан. Поэтому мне трудно однозначно прокомментировать инициативу мусульман. Одно могу сказать, что мы как верующие должны уважать власть и молиться за нее, чтобы Бог дал мудрости не спешить с решениями, а больше их обдумывать в дискуссиях с общественностью», - подытожил пресвитер.
Видный российский исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Александр Игнатенко сомневается, что утверждение праздников Дней принятия православия, ислама, иудаизма и буддизма будет способствовать единению в обществе.
«Когда утверждался День Крещения Руси в качестве общероссийской памятной даты, можно было предусмотреть реакцию неправославных граждан России. Инициатива сделать памятной датой День принятия ислама – предсказуемая реакция какой-то части российских мусульман, которых, вероятно, задевает превращение даты из истории распространения православия в России в общегосударственный праздник, на котором они, и не только они – чужие, что называется, «по определению». Понятно желание сделать день принятия ислама общероссийским праздником. Мусульмане в России – религиозное меньшинство, но они расселены по всей российской территории. И полагаю, что если уж и вводить этот праздник, то нельзя его вводить как локальный, местный - в каких-то отдельных субъектах Российской Федерации», - подчеркнул он.
«Теперь, по-видимому, надо ждать предложений от буддистов и иудеев – о введении дней принятия этих религий в России. Почему бы и нет? Если будет принята мусульманская инициатива, - а не принять ее, наверное, нельзя, - ни у кого не повернется язык отказать в этом нашим согражданам – буддистам и иудеям. Большой вопрос, насколько нужны подобные памятные даты в государственном календаре или, предположим, в календарях субъектов нашей Федерации. Общероссийские праздники и памятные даты призваны консолидировать наше и без того «раздерганное» общество, как это было, например, во время празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, как происходит в День народного единства, а не разводить граждан по отдельным религиозным или национальным «квартирам»», - заметил Александр Александрович.
«И еще есть одно большое «но» с исламом в России. Дагестанцы вам скажут, что ислам проник в Дербент едва ли не в I веке хиджры, то есть в VII веке по христианскому летоисчислению, и, тем самым, точкой отсчета ислама в России должен быть дагестанский Дербент, а не Волжская Булгария. И датой – не 922-й год, а более ранняя дата, так как уже в VIII веке в Дербенте было семь мечетей», - подытожил исламовед.
Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), директор Центра географии религий Роман Силантьев считает, что делать день принятия ислама в Волжской Булгарии общероссийской памятной датой нет необходимости.
«Для мусульман Северного Кавказа подобная памятная дата будет важна в меньшей степени, чем, например, для мусульман Татарстана, поскольку на Кавказе исповедовать ислам начали задолго до его принятия в Волжской Булгарии, равно, кстати, как и христианство у нас начали исповедовать не с 988 года, а гораздо раньше. Поэтому если и утверждать подобные памятные даты, то они должны быть локальными: их стоит вводить на уровне конкретных российских регионов», - сказал он.
По словам правозащитника, «каждый регион сам разберется, какая из дат принятия ислама для него является памятной. И здесь можно использовать опыт с мусульманскими праздниками».
«Так, например, Курбан-байрам является выходным днем в Татарстане, Чечне и Дагестане, но не является выходным в Москве и других регионах страны», - заключил Роман Анатольевич.
Заведующий отделом Украины Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов считает оправданным особое отношение к православию в России.
«Я категорически не согласен с проявленной мусульманами инициативой. Права исламского меньшинства в России надежно защищены. Особенно это видно в регионах, - к примеру, в Чечне, - где численно мусульмане преобладают над православными: там фактически вся жизнь связана с нормами ислама. В тоже время мы видим как попытки Православной Церкви и общественности по христианизации в России вызывают непонятные истерики. Ведь зачастую светскость государства интерпретируют как его атеизм», - заметил он.
«Нет никаких исторических и политических оснований ставить православие и ислам на один уровень. Потому что в России государствообразующий народ – русский, и он сформирован православием. Благодаря алфавиту, который создали православные миссионеры Кирилл и Мефодий, создана великая русская литература. Благодаря крещению Руси разрозненные славянские племена стали русским народом. Не ислам создавал русский народ и Россию, но православие», - подчеркнул Кирилл Александрович.
«82% граждан в нашем государстве исповедует православие. Якуты, осетины, мордва, чуваши – это все православные народы. И я хочу еще раз подчеркнуть, что Россия - это страна православного большинства с защищенными правами религиозных меньшинств», - подытожил он.
http://www.regions.ru/news/2293098/
Bloomington
-
Just published: an article by Mark Sedgwick (me) on "The Traditionalist
micro-utopia of *Bloomington*, Indiana," in the *Journal of Political
Ideologies*...
2 days ago
No comments:
Post a Comment