![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgAbhdGLIT4UnICwOOjPdA6vIzg4wqJNaUHyDSX0_EhIyrgQvrjzZJ-KfklB6lhj4aZEUa3KM75KtrgrvHywNzJvv9KoMtBztLIveU8oXry-Q3xzuEzyyB7HQkFicHYUIgmXRDiXROKMKQ/s320/1-aaamikhailaleksandrovichsholokhov.jpg)
Всесветно известный русский писатель Шолохов прожил долгую и внешне необычайно успешную жизнь. На самом же деле она была полна драматических поворотов и поистине трагических обстоятельств, порой глубоко скрытых, во многом до сих пор не вполне очевидных. Основательная биография его не написана и вряд ли будет создана вскоре. Он подарил нам русскую "Илиаду", и творчество его есть некая тайна, которую мы можем только пытаться постичь.
В земной своей жизни Михаил Александрович Шолохов был членом ВКП(б) с 1932 года, а с 1962-го – членом Центрального Комитета КПСС. Депутатом Верховного Совета СССР стал в 1937-м, академиком АН СССР – в 1939-м. Лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий, секретарь Правления Союза писателей с 1967-го, дважды Герой Социалистического Труда (1967 и 1980), обладатель бессчётного числа наград и званий.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEidTTR36NZbqQKQQJ7X_NWjdvAX06zyuw36Twq1L7LDvfMSmcFk5a9BSgioNcCdgA3FAXwdBSI7esYPXJCg79DnBQo6Imh1laiH2jAGXSXJPd4X4DdVURfNXjQgamiOqAC-0FBA4QyfWY0/s320/1-aaacpsucongress.jpg)
Всё это, повторим, чисто внешнее, хотя и бросается в глаза. Достоверно известно, что за наградами он никак не гонялся, причитающихся ему почестей всячески избегал, ни малейшим грехом гордыни не отмечен. Большую часть жизни безвыездно провёл в глухой станице ("районном центре"), вдали от железной дороги, где по сей день нет приличного шоссе и надёжного моста через Дон.
Не правда ли, что образ жизни писателя никак не вяжется с обилием высоких наград и должностей? А ведь иные знаменитости в его же время вели себя совсем иначе. Вспомним хотя бы Эренбурга и Симонова, Томаса Манна или какого-нибудь Сартра. Нет, там был совсем иной тип поведения...
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEigHCbmQ7TNJIBIfy9XyduyTmI0UWfhraq8n4x0Au8weRWm68ecvbhRIgsa-CdVna_ZvpAiI6FxnJgCyFWMuWXNE9DTyrY8xp8cAm9ANpJUkZJ5vjdNJ-UIqn61sEvYIMI0qgGv8C9LnVQ/s320/1-aaastanitsacherkassk.jpg)
Спросим же в этой связи себя и других, был ли член ЦК и лауреат Шолохов православным русским христианином? Сложнейший вопрос и исключительно ответственный. Однако начать разговор о том пора, и уже давно. Тут предстоит много и много думать, но попробуем всё же высказать некое предварительное, так сказать, суждение.
В доме Шолохова в Вёшенской, где он с семьёй прожил почти всю жизнь, иконы в красном углу не висели (свидетельствую, ибо имел честь не раз бывать там), нет сведений, чтобы он молился в храме, в своём приходском, в двух шагах от дома, или в иных. И никогда не выступал с суждениями по религиозным вопросам. Однако...
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjk0IFe6Q8pb7WEIC_O0ih6eacUAuIwybJrvQEB2TiBnZN-E8lu4zXmoX9VdCv9kWez_5PZx_lsO9xNpttygZEZKmuQViLWfcZPc3X1b8HJONZE9ByJV0Lx6X_nckz4IFrMXqABsSOSpis/s320/1-aaasholokhovmonument.jpg)
Скончался он у себя дома в феврале 1984-го во время правления мрачного русофоба Ю. Андропова. Похороны знаменитейшего писателя и общественного деятели в Вёшенской были весьма скромными и сугубо советскими по всем тогдашним привычным обрядам. Могила Шолохова по его завещанию находится во дворе дома по-над Доном. Естественно, что обряда отпевания тогда не проводилось. Но вскоре родными и близкими покойного был тихо совершён обряд заочного отпевания по всем канонам Православной церкви. Трудно, невозможно даже предположить, что это сделали вопреки воле скончавшегося.
Шолохов и Православие – сложнейший и глубочайший вопрос, но мы можем с полной уверенностью и ответственностью утверждать, что "Тихий Дон" и иные произведения писателя являются истинно православными художественными произведениями. Вопрос этот исключительно серьёзный, поэтому ограничимся лишь отдельными примерами.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhbosi_PjmSymCK88VDTNq4EkSDBhlYUIW6KTTDFuIpE3GYW94p6EaSQlhtzd0_A9R7d9cIAjQhyUcxwS9LiY65q9iLSW20wFSoaawtKjlIV__NTmaXeDP_tVBVgGrpAxd05avnRTX_Bck/s320/1-aaaTikhiDon.jpg)
Роман "Тихий Дон" начал публиковаться в 1928 году в журнале "Октябрь" с первого (январского) номера. Как известно, то было время яростной антирелигиозной пропаганды, и прежде всего антиправославной, разгула в печати всякого рода "воинствующих безбожников". И вот в 3-м (мартовском) номере печатается шестая глава третьей части романа, приводятся полностью три казачьи молитвы. Напомним, что в те коминтерновские времена само слово "казак" было сугубо бранным. И вот советские читатели прочли (мы даём лишь начальные строки):
Молитва от ружья
Господи, благослови. Лежит камень бел на горе, что конь. В камень нейдёт вода, так бы и в меня, раба Божия, и в товарищей моих, и в коня моего не шла стрела или пулька...
Молитва от боя
Есть море-океан, на том море-океане есть белый камень Алтор, на том камне Алторе есть муж каменный тридевять колен. Раба Божьего и товарищей моих каменной одеждой одень от востока до запада, от земли до небес...
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjcZfqGYQYiNGhfKKNpQNuhzNm8C9cKW0ojgovd-wdlYNeUwq1pkn1vh-W2bviqMy78XpD0JJZ_CfWP086kZqHkMT1UZYhYLo_xP00vwncAhbGAuoq-QYoPywMSP3zriumvOMcplmf0Ef0/s320/1-aaadoncossack.jpg)
Молитва при набеге
Пречистая Владычица Святая Богородица и Господь наш Иисус Христос. Благослови, Господи, набеги идучи раба Божьего и товарищей моих, кои со мною есть, облаком обволоки, небесным, святым, каменным Твоим градом огради...
Так и в "безбожную пятилетку", и во времена новых гонений на Церковь в хрущёвские времена, и во всю пору безбожной власти на родном русском языке и на бесчисленных языках всего мира миллионными тиражами печатались эти изумительные, истинно народные молитвы. Конечно, слова "Господь" и "Богородица" писались с малой буквы, но... печатались! Почему такое случилось, шолоховедами не объяснено. Полагаем, что без сил небесных тут не обошлось.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgQvtIsD_Xn7tAjlmY7BYHVSlYe-zFczJz7_SKWZ7QgMourOhXFTMJ5_5tDvlm3TVe9OzZwq-SlqFvznGIN3LsWq6Mpc-gm_2tFT4wWAjY3bAcoBduBhxwu5DR3RWx3sqgirk_nuE_YqOA/s320/1-aaasergei-gavrilyachenko-cossack-duty-2-e1269714432353.jpg)
Известно, сколь значительное место среди всех героев "Тихого Дона" занимает дед Гришака, этот подлинный образец казачьего боевого сословия. Он истинно православный человек, и остался непреклонен в служении Богу, царю и отечеству. Только недавно мы смогли сказать вслух, что в чертах этого героя Шолохов сумел с поразительной силой создать образ новомученика российского. Удивительно, что та трагическая сцена была впервые опубликована в том же "Октябре" в № 10 (октябрьском) 1932 года, когда в пору коллективизации православное священство подверглось чудовищным гонениям.
Красный боец Мишка Кошевой, отравленный, как точно показано в романе, ядом троцкистской пропаганды, приезжает в родной хутор. Все мужчины и большая часть женщин перебрались на другой берег Дона, не без оснований опасаясь расправ от карательных войск, но остался в опустевшем курене дед Гришака, немощный уже старик. Мишка заявился в дом Коршуновых и застаёт на пороге деда. Тот встречает незваного гостя непримиримо:
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhltUOPoQ5lVqueorj4SmVn_K9Yz4KrKXicpYfrnLB3nGQ-3qSH4qK8fEji-jtTuma0LWdcMvPFuoAdePvVujQvT0d3klef9hmrnppE8cjy5udP8pyX9_rfKh4Xt19mgCLcYIsgsnyFdKY/s320/1-aaadoncossackhutor.jpg)
"– Это ты, сукин сын, поганец, значит, супротив наших казаков? Супротив своих-то, хуторных?
– Супротив, – отвечал Мишка.
– А в Святом писании что сказано? Аще какой мерой меряете, тою и воздастся вам. Это как?
– Ты мне, дед, голову не морочь святыми писаниями, я не затем сюда
приехал. Зараз же удаляйся из дому, – посуровел Мишка...
– Из своих куреней не пойду. Я знаю, что и к чему... Ты анчихристов слуга, его клеймо у тебя на шапке! Это про вас было сказано у пророка Еремии: "Аз напитаю их полынем и напою желчию, и изыдет от них осквернение на всю землю". Вот и подошло, что восстал сын на отца и брат на брата...
– Ты меня, дед, не путляй!..
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh0m9gjjtfplyxoXy5Phkiml05uH30aBInL4QXNr7D39b5EuBwrAa-_oHUaKADS7oJTuQVCPMFn9AAR09WvhFtKIYWLB8wiXy8RE_Q-s49IDJXf4oRbY_HoxFd-xGBt4Lfkdi0KlZlQ0tg/s320/1-aaatrotsky-poster-cropped.jpg)
– Во-во, оно к тому и подошло! В книге пророка Исайи так и сказано:
"И изыдут и узрят трупы человеков, преступивших мне. Червь бо их не скон
чается и огонь их не угаснет, и будут в позор всяческой плоти..."
– Ну, мне тут с тобой свататься некогда! – с холодным бешенством ска
зал Мишка. – Из дому выходишь?
– Нет! Изыди, супостатина!
– Самое через вас, таких закоснелых, и война идёт! Вы самое и народ мутите, супротив революции направляете... – Мишка торопливо начал снимать карабин...
После выстрела дед Гришака упал навзничь, внятно сказал:
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj3nHAs2PCpt3ev1O9XfdN0nt2_aQ8ZiZIV0PVTXJNvFZo9tgnFBBuznhmr1YF83AOfhh0gGWrb3_k9nYOhibZer462l8WbjD1VUsyBRkg5dcw7i4YQ801ElWH_xPs4mRrrMGGSeOlDOug/s320/1-aaaelderlydoncossack.jpg)
- Яко... не своею... си благодатию... но волею Бога Нашего приидох...
Господи, прими раба Твоего... с миром... – и захрипел, и под белыми уса
ми его выскочила кровица".
Почему эта жуткая картина гибели новомученика российского была опубликована в разгромном тридцать втором году, как Шолохов написал такое, никакого рационального объяснения нет.
Не станем далее приводить примеры из "Тихого Дона", этой, повторю, истинной русской "Илиады", но и другие произведения писателя как бы озарены светом Православия. Для столь важного и совсем неожиданного сюжета скажем предельно кратко: это истинно есть свет невечерний, порой совсем незаметный равнодушному взгляду, привыкшему искать в творчестве Шолохова нечто совсем иное, но при внимательном рассмотрении такое не может не броситься в глаза. То же можно сказать о некоторых образах "Поднятой целины" и "Они сражались за родину", если читать простые с виду шолоховские слова внимательно и с чувством.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjLwPCl7KiAtu9tusCbRa5AOsDpQzSA9VUjKGXtltBv0cha1QKj4AiwVv0IeLxvPoKtNc6DNs9XyR2G9rWp6ft_TlTYbRL4-T20T5ianeXPAgnN9IZV8GsmlBo8dBPuMY0oPZbsp5Ghcug/s320/1-aaaDonArmy.jpg)
Несколько особняком стоит в этом ряду рассказ "Судьба человека". Жизнеописание простого русского труженика Андрея Соколова есть в чистом виде религиозная притча про Иова Многострадального, перенесённая в трагическую русскую быль XX столетия. Страдания и мытарства, его, как сказано у Шолохова, "нелюдские муки", многотерпение и стойкость есть выражение веры в благой промысел Господний, хотя внешних признаков того в рассказе мало или они едва намечены. Заметим попутно, что публиковалось это и получило громадный народный отклик в годы хрущёвских гонений на Православие.
В шолоховской "Илиаде" бессчётное число трагических описаний – и смерть Приама, и прощание Гектора с Андромахой, и кромешная гибель казачьей Трои. Однако за всем этим и надо всем стоит неуклонная вера автора в благой Божий промысел.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhnSEDzWs_v7NIIVhwSvUqiB_Ykbye3WmTxOiTjSueftfqM5F3vPYO6_gzoivnSAnt1l4WGxw-ROTYDTYom-ng7x2K2Pk1s1qG6va71nbR-MjxS9Mi6zVerQu9GQCGBGZ_zJq_h8sl_9y0/s320/1-aaadoncossack1.jpg)
Вот белые казаки безжалостно застрелили нищего бродягу бездомного по прозвищу Валет, по злобе примкнувшего к красным, тело его равнодушно брошено у дороги. И что же? По Промыслу Божию горемыка был похоронен по христианскому обряду. И вопреки своей грешной, расхристанной жизни похоронен вполне достойно.
. "Через полмесяца зарос маленький холмик подорожником и молодой полынью, заколосился на нём овсюг... Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом её в темноте теплился скорбный лик Божьей Матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась чёрная вязь славянского письма:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих извечно унылым видом, будя в сердцах невнятную тоску".
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhmhj-PdGYjPcNX3zI9nN3Njb2wY85kw5-Dd_T4ruY9Gyi_zAiAbi-MET9XaiIvMARVMBdQ7qsb_mk9Jwo8xaivQU7p7zq5MGMj8BPfS0unS3IV5XNtt9FelB1G3DM7q-JjlP2_ZmnKlus/s320/1-aaawood-chapel-sergiyev-posad-.jpg)
Во времена жестокой и надолго затянувшейся смуты создать подобную картину мог только писатель с глубоким православным мироощущением.
Сергей Семанов
http://voskres.ru/literature/critics/semanov3.htm
No comments:
Post a Comment