Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».
Loading...

Sunday, May 16, 2010

ПЕТР СТОЛЫПИН В ЛИТВЕ

Личность Петра Аркадьевича Столыпина, великого реформатора, автора многих прогрессивных идей, премьер-министра России с 1906 по 1911 год, достаточно полно представлена в историографии. Предметом пристального изучения историков стал именно последний, Петербургский период жизни Столыпина, когда он являлся главой исполнительной власти России. Между тем, период его жизни и деятельности в Литве, где он с небольшими перерывами пребывал в общей сложности около сорока лет, и в российской и в литовской историографии представлен скупо, фрагментарно. Хотя именно на литовской земле, где он учился в Виленской гимназии, а позднее исполнял обязанности Ковенского уездного, затем губернского дворянства, а также был почетным Мировым судьей, и сформировался характер Столыпина как человека и гражданина.


Здесь, в Литве, Петр Столыпин нашел благодатную почву для разработки основ своей знаменитой Земельной реформы, здесь ему удалось на практике воплотить часть своих задумок, которые позднее были перенесены на более обширное поле – в масштаб всей России. Нам хотелось исследовать и, по возможности, полно осветить литовский период жизни и деятельности Петра Столыпина. Для этого пришлось изучить специальные фонды библиотек и исторических архивов Санкт-Петербурга, Вильнюса, Каунаса, а также материалы, собранные в краеведческом музее Кедайняй. А в качестве дополнительного материала – ознакомиться с книжными, журнальными, газетными и мемуарными публикациями, прямо или косвенно связанными с личностью Петра Столыпина и его временем.

Каждая приведенная в тексте цитата имеет соответствующую сноску на источник, а общий библиографический список помещен в конце статьи.

В протоколах заседаний Виленской городской Думы за 1911 год есть запись о том, что 5 сентября заседание неожиданно было прервано, и председательствующий зачитал телеграмму следующего содержания: «В Киеве безвременно скончался от пули анархиста-социалиста премьер-министр императорского правительства, реформатор аграрного дела в России Петр Аркадьевич Столыпин» (1). Присутствующие тут же приняли решение составить на имя Государя Императораь телеграмму. Для виленских дум­цев Петр Аркадьевич был не только главой исполнительной власти Российского государства, но и человеком, многим из них лично знакомым, земляком. Согласно традиции в этот же день в вильнюсских православных собо­рах - Пречистенском и Свято-Духова монас­тыря - отслужили панихиды «о безвинно убиенном рабе Пет­ре»...

Вильнюс, Каунас, Кедайняй, Дотнува, Калнабярже... Поныне в этих мес­тах хранятся материальные свидетельства пребывания се­мейства Столыпиных. А нача­лом тому послужил, как это часто бывает, непредвиденный слу­чай.

Имение

Калнабярже, что в тринадцати километрах от Кедайняй, было получено от­цом Петра Столыпина Арка­дием Дмитриевичем за карточ­ный долг. Вот что пишет стар­шая дочь Петра Столыпина Ма­рия Бок в книге «Воспомина­ния о моем отце»: «Его родст­венник Кушелев, проиграв ему в яхт-клубе значительную сум­му денег, сказал: денег у меня столько свободных нет, а есть у меня небольшое имение в Литве, где-то около Кедайн (те­перь Кедайняй), сам там никог­да не был. Хочешь, возьми его себе за долг. Так и стало при­надлежать нашей семье милое Калнабярже, унаследованное потом моим отцом» (2, стр.43).
Неизвестно, как бы распо­рядился таким «подарком» отец будущего реформатора, Аркадий Дмитриевич, если бы не воля императора Александра II. Аркадий Столыпин состоял в свите самодержца в чине гене­рал-майора. Но как только его произвели в генерал-лейте­нанты, он уже не мог состоять при императоре, так как по зва­нию перерос должность гене­рала свиты, и вышел в отставку. Однажды наведавшись в Калнабярже, насладившись живописными видами берегов Нериса, отец Петра Столыпина настолько полюбил это место, что решил обосноваться в Литве и для этого купил земельный участок в Вильне между улицами Соду и Стефанской с жилым домом (3, листы 2,3), как он объяснял, чтобы быть поближе к этому поместью. Отныне теплое время года семья Столыпиных стала проводить в Калнабярже.

…Петр Аркадьевич Столыпин родился 15 апреля 1862 года в Дрездене. С семи лет вместе с родителями жил в Литве. Здесь он получил домашнее образование, а в 1874 году выдержал испытание на поступление во второй класс виленской гимназии, проучился в ней пять лет, и, закончив шесть классов, продолжил образование в городе Орле.

На снимке: Петр Столыпин - шестиклассник виленской 2-ой гимназии.

В орловской классической гимназии Столыпину был выдан аттестат зрелости, в июле 1881 года он подал прошение о зачислении в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета и был принят. Среди профессоров-естественников, кто преподавал студенту Столыпину и экзаменовал его, был и создатель знаменитой «Периодической таблицы» химик Дмитрий Менделеев.

По окончании вуза Петр Столыпин получил назначение на работу в Министерство внутренних дел России, но вскоре перешел на службу в Департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ России. Наверное, Столыпин обладал определенным талантом, который был по достоинству оценен, – за два года чиновничьего рвения в Департаменте он дослужился до должности заместителя столоначальника. В марте 1889 года 27-летний Петр Столыпин был назначен предводителем дворянства Ковенского уезда (4), затем мировым судьей. Таким образом, Петр Аркадьевич по-своему повторяет путь своего отца. Сын генерала следует на службу в Ковно, откуда до Калнабярже, ставшего родовым фамильным поместьем, еще ближе, чем от Вильны.

Можно только догадываться о мотивах, побудивших молодого человека сменить место чиновника в российской столице на службу на окраине империи в должности предводителя дворянства, которая в то время была по преимуществу чисто представительской. Очень возможно, что такой выбор был продиктован особым интересом П.Столыпина к так называемому «земельному вопросу». В самом деле, еще в детские и отроческие года, живя в Калнабярже среди великолепной природы, подросток в той или иной степени мог ознакомиться с работами на земле. Конечно, Петра Столыпина вдохновлял и пример его дяди Дмитрия Аркадьевича Столыпина, известного в России естествоиспытателя, всю сознательную жизнь занимавшегося проблемами реорганизации сельского хозяйства, автора многих серьезных работ о путях совершенствования земледелия.

"Барин Пьер" и его идеи.

Став полноправным хозяином имения Калнабярже (85,5 гектаров), перешедшего к нему от отца, который к тому времени получил назначение на должность коменданта Московского Кремля, Петр Столыпин сделал это хозяйство полигоном для своих экспериментов по организации труда на земле. По словам его старшей дочери Марии, он весь «уходил в заботы о посевах, покосах, посадках в лесу и работах во фруктовых садах…» Далее Мария вспоминает: Мой отец в своей непромокаемой шведской куртке, в высоких сапогах, веселый и бодрый, большими шагами ходит по мокрым скользким дорогам, наблюдая за пахотой, распоряжаясь, порицая или хваля управляющего, приказчика, рабочих. Подолгу мы иногда стоим под дождем, любуясь, как плуг мягко разрезает жирную, блестящую землю» (2, стр. 54).

Петр Столыпин вырос в семье крупных землевладельцев, и его статус определялся его имущественным положением: он являлся прежде всего состоятельным помещиком. Недаром прозвище «барин Пьер», прилепившееся к нему с молодых лет, сопровождало его всю жизнь. Высокий, стройный, красивый – в представлении тех, с кем ему приходилось сталкиваться, – настоящий барин. Однако за внешним внушительным обликом этого человека скрывалось нечто такое, что выделяло его из массы собственников и в конце концов проявилось в его планах преобразования России.

Изучив опыт литовской хуторской системы, организацию труда у прусских бюргеров, Столыпин стал ратовать за то, чтобы и в России земля могла закрепляться за крестьянами в качестве личной собственности, за создание самостоятельных хуторских хозяйств, то есть личных имений. В результате, считал Столыпин, если в массе своей крестьяне станут собственниками, то они станут опорой государства. Он также выдвинул предложение о закреплении за крестьянами не только общинных, но желательно и государственных земель. При этом, считал реформатор, государственная помощь должна оказываться прежде всего крепким крестьянам, середнякам, то есть тем, кто уже доказал, что умеет хозяйствовать на земле.

Напомним, что во времена Столыпина у предводителей дворянства обязанности были весьма не обременительными. Основной из них являлась защита интересов местного высшего сословия, вопросы генеалогии, опекунства. Но Петр Аркадьевич принадлежал к разряду тех редких активных предводителей дворянского сословия России, кто по собственной инициативе расширяли круг своих обязанностей. Будучи уездным предводителем, Столыпин фактически сделался главой всей уездной Каунасской администрации. Круг его интересов был необычайно широк: хозяйственная, банковская, общественная, культурная сферы. Вокруг его фигуры стали сплачиваться люди различных интересов и устремлений.

Приведем наиболее впечатляющие начинания Петра Столыпина в Каунасе. Подавляющее число представителей дворянского сословия в Литве во времена Столыпина было этническими поляками, этот национальный фактор новому предводителю безусловно предстояло учитывать. Надо заметить, что в России дворяне, получившие свои титулы в других государствах, пользовались теми же привилегиями, что исконные российские дворяне. Так что о посягательстве на права дворян-поляков не могло быть и речи. В отношениях с ними Столыпин применял прежде всего так называемый «экономический» фактор, как известно, не имеющий никакой национальной окраски. Он учился у местных помещиков, поддерживал их инициативы, объединял их усилия для общей пользы.
В 1900 году по инициативе П.Столыпина организовывается Ковенское Сельскохозяйственное общество, которое берет под свою опеку всю хозяйственную жизнь. При обществе создается склад сельхозорудий. Среди основных задач, отраженных в его уставе, – просвещение крестьян, внедрение современных методов хозяйствования на земле. В Обществе сформировались специальные группы – разведения садов, развития домашнего производства, проведения сельскохозяйственных испытаний, разведения породистых животных и т.д. Была создана также секция земледелия, имевшая свои окружные агрономические комиссии. Эти комиссии должны были проводить экспертную оценку помещичьих хозяйств и давать свои рекомендации. Иными словами, создавались предпосылки для того, чтобы угодья края постепенно превращались в передовые хозяйства. Основное внимание было уделено внедрению передовых методов хозяйствования и новых сортов зерновых культур. К примеру, Общество разослало своим членам семена озимой пшеницы для сортовых испытаний.

В журналах с протоколами собраний Сельскохозяйственного общества отражается и круг вопросов, непосредственно не связанных с сельхозпроизводством, но безусловно имеющих большое значение. Это грунтовые и железные дороги, водные пути сообщения, строительство из огнеупорного кирпича (5, стр.3). Сам председатель выступает с сообщением о развитии страхования, пенсионного обеспечения, другим аспектам социальной защиты населения. Впервые именно Столыпиным поднимается вопрос о страховании работниц-женщин (5,стр.5). Благородный, гуманный шаг…

В 1901 году в Сельскохозяйственном обществе П.Столыпин выступает с обширным докладом «Об экспорте в Германию живого скота и мяса в связи с положением ветеринарного дела в губернии». Главным выводом этого документа был следующий:
«При заключении нового торгового договора с Германией у Ковенской губернии, кроме общих с остальными местностями России интересов… существуют свои собственные пограничные интересы относительно условий экспорта в Германию живого скота, мяса…в свежем и сухом виде» (6).

На снимке: доклад П.Столыпина, представленный в Ковенском сельскохозяйственном обществе.

По мнению Столыпина, у Ковенской губернии имелись «свои собственные пограничные интересы» для торговли с Западом. В самом деле, по его утверждению, цены на мясо в Германии были в два-три раза выше внутренних российских, и Ковно был готов наладить экспорт своих мясных продуктов с очевидной выгодой для местных хозяев.

Экспортные поставки, по мнению Столыпина, могли бы осуществляться через пограничный пункт Тауроген (Таураге), где для этого необходимо было организовать ветеринарную службу. Особое место Столыпин уделил вопросу об экспортных ставках на товары, предлагаемые на вывоз заграницу. Эти налоги, естественно, устанавливались центром. Однако Петр Аркадьевич внес предложения об особых таможенных льготах для продукции из Ковенского края. Характерно, что, выражая точку зрения местных помещиков, заинтересованных прежде всего в сбыте собственной продукции, реформатор мыслил в масштабах всей страны.

Столыпин также призывал организовать сбыт местного помещичьего скота в военное ведомство Ковенской крепости и одновременно со стороны возглавляемого им Сельскохозяйственного общества предложил помощь в организации военной скотобойни. На основании выводов П.Столыпина каунасцы обратились в Петербург, с целью поддержки своей инициативы (8) и получили из столицы России благожелательный ответ.
В том же 1901 году Сельскохозяйственное общество организовывает ярмарку - выставку в Паневежисе, на которой местными помещиками и отдельными крестьянами были представлены различные породы лошадей, коров, овец, свиней, птицы. Выставка имела большой успех – выручка от продажи экспонатов составила немалую по тем временам сумму – приблизительно 30 тысяч рублей. В отчетах зафиксировано, что за представленных на выставке-ярмарке коров и жеребцов в качестве поощрения получили денежные премии или сельхозорудия - плуги, соломорезки и т.п.- крестьяне Жельвис, Ванагас, Виланишкис, Плаченис, Венажиндис, Иостайтис и другие хуторяне литовского происхождения ( 9, стр.3).

Успех выставки позволил организаторам сделать следующий вывод: «…наша Паневежская выставка должна быть хорошим рынком скота и лошадей, так как Паневежис лежит в центре губернии, вблизи такой культурной страны, как Курляндия, вблизи Риги. Имеются две железные дороги. Тем более, что покупатели и продавцы в городе всегда могут найти для постоя помещения за умеренную плату. Мы должны позаботиться, чтобы каждый экспонент мог дать сведения о пользе, качестве и свойстве представленных им пород и предметов в виде счетных книг и статистических данных, основанных на собственном опыте. Тут желающие могли бы прочитать свои лекции и рефераты» (9, стр.7).
И уже на следующей выставке в Паневежисе программа была значительно расширена. В ней появился раздел сельскохозяйственной промышленности и кустарных промыслов, в том числе изделия кузнечного, бондарного, гончарного, кирпичного, слесарного производств, продукты мукомольного, пивоваренного и винокурного производств. Особо подчеркивалось, что эти промыслы должны развиваться: «ведь в крестьянских семьях всегда была потребность найти заработок в зимние, относительно свободные от работ дни» (10, стр.4). В этом смысле ярмарка являлась убедительным стимулом для хуторян. В документах выражалась уверенность, что «мы, члены сельскохозяйственного общества, можем оказать громадное влияние на развитие крестьянских промыслов» (10, стр.5).

Столыпин живо интересовался всеми видами деятельности на селе. Близким соседом Петра Аркадьевича по Калнабярже был помещик Сигизмунд Кунат. Будучи человеком деятельным, он устроил у себя в имении ряд мелких промышленных предприятий, изготавливавших шляпы, одеяла, пледы. Кунат выставлял свои изделия на общероссийских выставках. На одной из них Кунат преподнес в дар императору Николаю II плед собственного производства. Предприниматель рассказывал Петру Аркадьевичу, что государь, взяв подарок из его рук, произнес: «Благодарю вас, у меня как раз не было хорошего пледа».(1, стр.77). Кунат сам видел, как уезжая с выставки в карете, государь покрыл себе колени этим пледом... Петр Аркадьевич во время каждого посещения осматривал цеха и мастерские Куната, а позже, будучи уже премьером, способствовал расширению промыслов доброго соседа по Калнабярже.

«Открытие новых рынков сбыта, – утверждал П.Столыпин, – создало бы, вероятно, целый ряд побочных производств, имеющих при настоящих условиях немаловажное значение для сельского хозяйства».(10, стр.7). Вскоре Паневежская ярмарка-выставка стала популярной не только для производителей Ковенской, но и соседних с ней губерний. А литовские сельхозпроизводители сделались постоянными участниками Минской ярмарки, где их продукция имела большой спрос и неоднократно награждалась золотыми медалями. В это же время экономические контакты с соседями вылились в Соглашение с Эстляндским, Лифляндским и Курляндским сельскохозяйственными обществами о мерах поощрения по разведению скота голландских пород (11, стр.2-3).

И за всеми этими начинаниями стояла фигура Петра Столыпина. Деятельность П.А.Столыпина в Ковенской губернии, его компетентность в аграрных вопросах были по достоинству оценены в Петербурге. 11 марта 1902 г. Императорским Указом Петр Аркадьевич утвержден в звании члена представителя сельского хозяйства Российского Сельскохозяйственного совета на 1902 год (4, стр.7).

По планам Столыпина Ковенское Сельскохозяйственное общество в 1905 году открыло опытную станцию в Байсогале. Петр Аркадьевич планировал также организовать сельскохозяйственную школу с большим интернатом, с отдельным корпусом для ее директора и преподавателей. А полигоном для обучения должна была стать опытная животноводческая станция. Место для будущей школы выбрали неподалеку от Кедайняй, а именно в Дотнуве. У этого обширного имения постоянно менялись владельцы, и Столыпин добился того, что российская казна выкупила эти земли и утвердила столыпинский проект.

А построена школа была уже при преемнике Столыпина на должности предводителя дворянства Ковенской губернии, князе Илларионе Сергеевиче Васильчикове (12, стр.11). Кстати, кандидатуру Васильчикова предложил в 1909 году премьер-министр России Столыпин. Примечательно, что устроители школы отклонили государственные учебные программы (из Петербурга и Варшавы) и создали свою, приспособленную для Ковенской губернии, в которой особое внимание уделялось льноводству, полеводству, мелиорации, молочному животноводству и свиноводству.

…Деятельность опытной станции в Байсогале и Дотнуве прервала Первая Мировая война. В 1923 году опытное поле в Дотнуве было восстановлено заново. Ныне на базе этих станций существуют: в Дотнуве – Литовская сельскохозяйственная академия, служба консультантов сельского хозяйства, а в Байсогале – Институт животноводства. Вот какие плоды взошли из зерен, посеянных Петром Аркадьевичем.

Предводитель дворянства и Почетный мировой судья

Еще одной сферой деятельности Петра Столыпина была работа в должности Почетного Мирового судьи по Ковенскому округу, на которую он был назначен28 мая 1890 года на трехлетний период, который позднее еще продлевался. Мировой судья занимал почетное место в российском обществе. Должность Мирового судьи была выборная, однако во времена Столыпина на Западе империи (в том числе и в Ковенской губернии) Мировые судьи назначались министром юстиции или губернскими комитетами. Это должны были быть образованные и состоятельные люди, сведущие в производстве судебных дел. Институт мировых судей выполнял функцию своего рода органа самоуправления.

На Почетного Мирового судью возлагались дела судебные и административно-охранительного характера. Петру Столыпину лично приходилось разрешать гражданские иски ценой не выше 500 рублей, иски о посягательстве на честь гражданина, о восстановлении нарушенного владения, а также некоторые типы нарушений, за которые полагалась высылка виновника с места жительства, запрещение торговли или промысла и т.д. Почетные Мировые судьи вознаграждения не получали, но власть их распространялась на всю территорию края.

На снимке: Петр Столыпин - Ковенский предводитель дворянства

В Ковне по почину Столыпина в 1899 году был построен Народный дом с библиотекой, читальным и театральным залами, столовой, комнатами для приезжих. Силами местных актеров на его сцене устраивались спектакли, народные балы. Первые сеансы синематографа в городе также состоялись в Народном доме. Однажды в труппе театра, организованного при Народном доме, в то время вспыхнула ссора между двумя группами актеров, и было невозможно решить конфликт без третейского судьи. Обратились к Столыпину, попросив его временно возглавить театр. Мало того, что Петр Аркадьевич своим авторитетом смог добиться примирения в «приюте комедиантов», так он еще и помог театру материально, выкупил там персональную ложу, посещал с семьей спектакли, случалось, бывал и на репетициях. То есть, к щепетильной театральной ситуации он отнесся, как и к любому делу, со всей серьезностью.

Петр Столыпин умел находить общий язык не только с равными по положению, но и с простым народом. Ежегодно в Калнабярже Столыпины проводили, как они называли, «праздники рабочих». Устраивались они осенью, после уборки урожая. Было трогательный обычай: в этот день детям всех наемных рабочих хозяева дарили по комплекту теплой одежды, а хозяйкам – по теплому платку. Платья для девочек и рубашки для мальчиков шили всем столыпинским домом: и жена Петра Аркадьевича, и гувернантки, и дети, и горничные, и гостящие в доме друзья. Работали все лето – ведь подарки нужно было приготовить для сорока семей! Подарки, связанные пакетиками по семьям, укладывались в большие корзины. Другие такие же корзины наполнялись яблоками, пряниками, орехами, сладостями. Была и корзина для мужчин, со специальным содержимым: табак, папиросы, фуражки.

В день праздника во дворе господского дома ставились большие деревянные столы, к ним подкатывали огромную бочку с пивом и подносили жбаны с водкой. Веселье - с бегом в мешках, лазанием по высокому гладкому столбу, бегом наперегонки, танцами под оркестр - продолжалось допоздна. Рабочие приходили семьями, а их дети, получив подарки, тут же переодевались и веселились вместе со взрослыми в новеньких костюмчиках. Случалось, приходили какие-то женщины из дальних деревень, простодушно заявляли, мол, слыхали, что здесь раздают подарки. Но и для незваных гостей всегда находились запасные платки...

Петр Аркадьевич высоко ценил честность и исполнительность местных крестьян. Недаром на службу в его дом было приглашено немало литовцев. Причем, и после того, как Столыпин последовательно получал назначения на работу в Гродно, Саратов, Петербург, они не желали покидать своего хозяина. Скажем, лакей Казимерас находился при доме Петре Аркадьевича до своей кончины (13). Один из слуг, Матулайтис, родом из Калнабярже, погиб в Петербурге на Аптекарском острове во время покушения на Столыпина в 1906 году (14).

На снимке: господский дом Столыпиных в Калнабярже.Фото начала 20 века.

Столыпин был человеком предельно честным и никогда не использовал своего положения в интересах личной выгоды. При нем неоднократно поднимался вопрос о строительстве шоссе, которое должно было связать Каунас с Калнабярже и Кедайняй. Конечно, устройство такой дороги для Столыпина, как владельца поместья в этих местах, открывало бы новые перспективы. Но для того, чтобы строительство такой дороги было включено в план финансирования российской казной, населенный пункт Кедайняй должен был получить статус уездного города. На постоянные просьбы осуществить эту идею Столыпин всегда отвечал, что он не будет ходатайствовать об ее воплощении, так как ее реализация была бы слишком выгодна для него, как собственника земли, и возбудила бы нежелательные толки. Это ли не урок для сегодняшних чиновников и «избранников народа»?..

Почетный прихожанин

…На внутренней стене православной Преображенской церкви в Кедайняй помещена памятная доска со следующей надписью: «Расписан храм сей в память статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина вечными молитвенниками о нем, в 1913 году, при настоятеле протоиерее Антонии Лихачевском и ктиторе (старосте-прим.авт.) Викторе Тарабанько». Эта церковь была ближайшим православным храмом от поместья Калнабярже, естественно, что семья Столыпиных, воспитанная в русско-православных традициях, была ее активными прихожанами. Духовником Столыпиных являлся настоятель кедайняйского храма протоиерей Антоний Лихачевский. Он возглавлял Преображенский приход в Кедайняй более шестидесяти лет…

На снимке: мемориальная доска в кедайняйской церкви, посвященная памяти П.Столыпина

С детских лет Петр Столыпин знал и лю­бил о. Антония. Этот священник часто навещал Калнабярже. Из года в год, когда Столыпины переезжали (обычно в апреле) из Ковно в свое поместье, к ним прибывал отец Антоний отслужить молебен и окропить комнаты дома святой водой. О.Антоний был необыкновенно начитан, обладал живым умом, и Столыпины всегда были рады его посещениям. Их семейные торжества проходили при непременном участии батюшки. После богослужений в Кедайняй Петр Аркадьевич обычно заходил на квартиру, и они долго беседовали за чаем.

…Памятная доска Столыпину в Преображенском храме установлена не случайно и не только потому, что имя реформатора России само по себе вызывало повышенный интерес у тех, с кем ему приходилось общаться, но прежде всего потому, что Петр Аркадьевич показал себя как настоящий христианин, когда с родной церковью случилась беда. В 1893 году в церковном здании возник большой пожар. Собственных средств для ликвидации его последствий у общины не оказалось, и Петр Аркадьевич немедля организовал Строительный комитет по восстановлению храма, сам же его и возглавив (15).

На снимке:Преображенская церковь в Кедайняй

Еженедельно комитет собирался на квартире протоиерея Антония Лихачевского. Несколько раз Столыпин ездил в Петербург, где обращался за помощью в главный церковный орган – Священный Синод Русской православной церкви. В итоге литовскому просителю пошли навстречу и выделили на возобновление пострадавшего храма семь тысяч рублей. По просьбе Столыпина кое-какие средства отрядили также московские благотворители, и со временем кедайняйскую церковь успешно восстановили.

В мае 2000 года Литву посетил внук Петра Столыпина житель Парижа Дмитрий Аркадьевич Столыпин. На снимке он запечатлен во время посещения Кедайнской Преображенской церкви (в центре). Пояснения дает протоиерей Николай Мурашов (слева).

Когда в 1896 году при Преображенском храме было создано Попечительство, то председателем избрали Столыпина, справедливо надеясь, что он не обойдет своим вниманием нужды прихода. Когда же в 1902 году в Кедайняй организовали Православное братство, то Петр Аркадьевич стал почетным его членом, и оставался таковым до конца своей жизни. И хотя служил он впоследствии в Гродно, в Саратове, в Петербурге, но практически каждый год в летнее время он обосновывался в Калнабярже и, само собой, посещал родной храм в Кедайняй. Символично, что и в свой последний в жизни маршрут до Киева он отправился с кедайняйского железнодорожного вокзала.

Премьер и автор Земельного закона

30 мая 1902 года 40-летний Петр Столыпин был назначен Гродненским губернатором (17, стр.28), и он оказался самым молодым по возрасту губернатором России. В 1903 году ему доверяют пост руководителя одной из самых крупных в то время губерний России – Саратовской. А в апреле1906 года он становится министром внутренних дел, а вскоре, с 9 июля и премьер-министром России. Наконец-то Столыпину, как главе исполнительной власти государства, предоставлялась возможность провести через Государственную Думу разработанный им Земельный Закон, который мог бы юридически закрепить его главную идею об изменении статуса работника на земле, идею освобождения крестьян от власти общин в масштабах всей страны и уравнивающую крестьянство с другими классами. Однако II Государственная Дума забаллотировала предложенный правительством Закон(17, стр.227). И правые, и левые фракции, и центристы в Думе имели свои, прежде всего политические, интересы, когда голосовали против предложений премьер-министра. В России уже разгорался костер, в итоге приведший к грандиозному пожару, исторические последствия которого – известны.

В этой связи можно только подивиться мужеству и настойчивости премьера, несмотря на угрозы физической расправы над ним, убеждал Николая II все-таки ввести Земельный закон в действие своим Императорским Указом, и царь решился. Князь Борис Васильчиков, бывший Министром сельского хозяйства России в годы премьерства Столыпина, суть реформы выразил в следующих словах: «Инициатива Столыпина заключалась в том, что он… взамен эры охраны общины положил начало новой эры - ее перерождения от формы коллективной в форму индивидуальной собственности» (18, стр. 212).

Землевладелец Петр Столыпин (первым в России-!) в начале ХХ века свое имение в Нижегородской губернии продал Крестьянскому банку, т.е. государству, с целью показать пример другим помещикам – ведь эти земли предназначались для передачи крестьянам, освободившимся от пут общины(17, стр.118). На первом этапе реформы (1907-1911г.г., при жизни Столыпина-авт.) четверть всего крестьянского населения России стали собственниками земли. Ежегодный сбор зерна в стране увеличился с 2,5 до 4 миллиардов пудов зерна. Именно при Столыпине Россия вышла в лидеры среди мировых экспортеров злаковых культур. То есть, освобождение даже части производителей хлеба дало оглушительные результаты. К началу Первой Мировой войны уже более половины всех крестьянских дворов страны подало заявление о передаче участков земли в их личное пользование.

…В мае 1911 года у П.Столыпина участились приступы стенокардии, по совету врачей ему срочно требовалась смена обстановки, и Петр Аркадьевич переезжает из Петербурга в Калнабярже, где ему обеспечивается необходимый уход. Туда же на время переместилась и ставка премьера, куда провели телеграфную линию прямой связи со столицей, и сообщения государственной важности передавались и принимались круглые сутки. В поместье Столыпиных разместились штат помощников главы правительства и палаточные лагеря охраны. Вновь, как бывало не раз, небольшое местечко Ковенского уезда становилось как бы центром оперативного управления Российской империей. Правда, в течение лета 1911 года в экстренных случаях премьер-министру все же пришлось несколько раз на день-два выезжать в Петербург.

На 29 августа в Киеве было намечено открытие памятника императору Александру II, на торжествах должны были присутствовать венценосец Николай II., руководство страны, и, конечно, премьер-министр. Отъезд Столыпина из Калнабярже был назначен на 25 августа. К этому сроку Петр Аркадьевич завершал работу над проектом, под названием «О преобразовании государственного управления России». Осенью премьер намеревался представить свой труд на всеобщее обсуждение. Сам Столыпин считал этот проект главным итогом многолетних размышлений о путях дальнейшего развития страны, в нем содержались конкретные предложения по административному и хозяйственному устройству, реализация которых должна была вывести Россию из состояния коллапса. Этот план был рассчитан на долголетнюю перспективу. Основное условие, при котором были возможны коренные преобразования, Петр Аркадьевич обозначил в одном из своих выступлений в Государственной Думе: «Дайте двадцать лет государству внешнего и внутреннего покоя, тогда будет не узнать нынешней России» (17, стр.189).

Покушение

27 августа 1911 года специальный поезд из Кедайняй доставил премьер-министра в Киев. Торжества на берегах Днепра продолжались несколько дней. 1 сентября в Киевском театре давали спектакль, на котором присутствовали участники торжеств во главе с императором. Петр Столыпин сидел в первом ряду партера, а в антракте подошел к рампе, встал лицом к залу, заговорил с министром двора Фредериксом. По центральному проходу между кресел быстро прошел человек во фраке, приблизился к беседующим и сделал два выстрела в Столыпина. Скончался Петр Аркадьевич в киевской больнице 5 сентября. Общие чувства выскажет киевский губернатор Алексей Гире, бывший свидетелем покушения: «Люди сознавали, что пуля, пробившая печень Столыпина, ударила в сердце России» (17, стр.503).

На снимке: Столыпин в Киеве (в белом кителе в правой половине фото) за несколько часов до гибели.

На жизнь Столыпина покушались в общей сложности девять раз. Особой жестокостью отличался террористический акт, совершенный 12 августа 1906 года. В тот день от взрыва бомбы разнесло дачу премьера на Аптекарском острове в Петербурге, в результате 24 человека погибло, было ранено более 30 человек и среди них дочь и сын Столыпина. И только чудо спасло самого премьера. Первую же в своей жизни серьезную рану Петр Аркадьевич получил еще в молодости, когда он присутствовал на дуэли своего младшего брата Михаила с князем Шаховским. В результате поединка Михаил был убит наповал, а шальная пуля прострелила правую руку Петра. Впоследствии правая рука Петра Аркадьевича плохо двигалась, и когда он что-то писал, то, случалось, левой поддерживал свою рабочую руку. Имела хождение такая шутка, что у Столыпина «правая рука, ведомая левой».

…Прах министра-реформатора был захоронен в Киево-Печерской лавре. Спустя год после гибели Столыпина, в Киеве ему был установлен памятник, средства на его возведение были собраны на народные пожертвования. Однако имя реформатора при его жизни действовавшее, как раздражающий жупел на ретроградов, возбуждало и тех, кто пришел им на смену. В марте 1917 года беснующаяся «революционная» толпа разрушила монумент Столыпину, воздвигнутый на средства, собранные алтайскими крестьянами, получившими землю в собственность благодаря столыпинской реформе.

Столыпин и Литва. Акценты.

В литовской историографии имя Петра Столыпина особых споров не вызывает. Преобладающим является мнение, что он был представителем имперской чиновничьей власти. Квинтэссенцию этого мнения высказал Kunigas Martynas Jonaitis, psichologas, Kalnaberžės Nepilnamečių Drausmės ir Auklėjimo Įstaigos vedėjas:„Aišku, kad buvo daug apsileidimo ir klaidų monarchiniame aparate, bet kokia tauta, tokia jos ir valdžia, tad ne taip greit ir ne taip lengva didžiulė imperiją pertvarkyti.“ (19).
С другой стороны, П. Столыпину воздается должное, как личности, как человеку, за время своего пребывания в Литве немало сделавшему для оживления местной хозяйственной и общественной жизни. Кроме перечисленных выше полезных для общества дел, отметим, что в своем имении Калнабярже Столыпин в 1902 году открыл начальную школу, учениками которой стали дети местных крестьян. О характерном случае поведала Joanna Griniuvienė (Pavalkytė), Lietuvos prezidento žmona: ”Atostogų metų Kalnaberžije P.Stolipinas nieko nepriminėjo». Однако летом 1910 года Joanna все-таки решила просить содействия в Деле группы арестованных членов литовского просветительского общества „Šviesa“. Kalnaberžije ее принял адъютант П.Столыпина, которому она изложила просьбу. „Po metųs «Šviesos» draugijos bylos ivyko teismas, kuris draugijos veikloje nerado nusikaltimo ir paleido įkalintus jos narius“, -prisimenė Joanna Griniuvienė(20, pslp.33-34).

Что касается Земельной реформы, то окончательно ее положения были утверждены в конце 1906 года, когда Петр Аркадьевич исполнял обязанности премьер-министра России. Так что действие ее началось, когда Столыпин уже не служил в Литве. Реформа коснулась прежде всего метрополии, на западных окраинах она была не столь актуальна, хотя бы потому, что в Ковенской губернии, например, общинная форма землевладения просто отсутствовала.

Но были такие районы в Литве, где в рамках столыпинской реформы преобразование сельских поселений с 1907 по 1912 год все-таки происходило. Процесс этот шел преимущественно на территории нынешнего Кайшядорского района, а также вдоль правого берега реки Нямунас от Каунаса до Друскининкай(21). Всего за этот период в Каунасской губернии было расформировано 24 процента всех деревень, жители которых стали однодворцами, или хуторянами (vienkiemiai).

Отметим, что сама реформа не была особенно популярна в народе, потому что ориентировалась на более или менее состоятельных и предприимчивых крестьян, так называемых середняков. Она вызывала протесты у малоземельных крестьян, у тех, кто не был готов, в первую очередь, из-за отсутствия необходимых материальных средств, покидать свои деревни. Ведь для того, чтобы переселиться на новое место жительства и стать однодворцем, крестьянину прежде всего нужно было построить новый дом, оборудовать усадьбу. А такое было под силу далеко не каждому. Тем более, что обещанная государством помощь из-за чиновничьих проволочек либо вовсе не поступала, либо запаздывала.

Была еще одна причина для недовольства среди малоземельных крестьян, о которой упоминает prof. Jonas Milius: “Pagal tuomet galiojusios nuostatus, skirstant kaimus į vienkiemis, nukentėdavo kaimo mažažemiai. Mat kaimo bendro ganyklos buvo dalijamos proporcingai turimos žemės plotui. Todel mažažemiai, gave mažą ganyklos plotą, negalėdavo išlaikyti nei karvės, nei arklio ir turėdavo eiti dirbti pas stambesnius ųkininkus arba į dvarą.“ (21)/

В настоящее время в Литве еще сохранились некоторые материальные свидетельства пребывания Петра Столыпина на литовской земле. В Вильнюсе по адресу: Šv.Stepono, 30 находится каменный дом, в котором жил Столыпин-гимназист.


Что касается усадьбы Столыпиных в Калнабярже, то с установлением Литовского государства земли имения было разделены среди местных крестьян. Господский дом Столыпиных в 1923 году купил поэт Казис Бинкис. В 1925 году К.Бинкис продал его Министерству юстиции Литвы, и в этом здании стала действовать Kalnaberžės Nepilnamečių Drausmės ir Auklėjimo Įstaiga, а в 1949 - 1959 г.г. в нем располагался детский дом. Сегодня этот дом находится в полном запустении. Его окна и двери выбиты, а внутренние стены расписаны непрошенными гостями.
Сохранилось в целости здание Кедайнского железнодорожного вокзала, откуда 27 августа 1911 года Петр Столыпин отправился в Киев, в последнюю в своей жизни поездку. Личность Петра Столыпина, несмотря на всю ее противоречивость, заслуживает того, чтобы память о ней была сохранена.

Учитывая то обстоятельство, что Петр Столыпин сделал немало добрых дел на литовской земле, общество «Живой колос» предлагает установить мемориальную доску на здании Кедайнского вокзала, связавшего в те далекие дни 1911 года судьбы Литвы и России, а также на доме, где жил Петр Столыпин-гимназист в Вильнюсе, по улице Šv.Stefano,30.
Исторические материалы и архивные документы изучала Ирина Арефьева.
Подготовил к печати Герман Шлевис.

БИБЛИОГРАФИЯ И АРХИВЫ. BIBLIOGRAFIJA IR ARHIVAI.
1. Вестник Виленского Свято-Духовского братства, 1911, №16.
2. Мария Бок. «П.А.Столыпин.Воспоминания о моем отце», М.,1992.
3. Центральный исторический архив Литвы. Оп.938,д.15, ед.хр.785.
4. Центральный исторический архив Литвы. Дело о службе
Гродненского губернатора…Петра Столыпина. Оп.371, д.78.
5.Журнал годичного общего собрания Ковенского общества Сельского хозяйства 2-3 марта 1911г. Каунас,1911.
6. «Об экспорте в Германию живого скота и мяса в связи с положением ветеринарного дела в губернии». (Доклад о Ковенской губернии). 2 марта 1901. Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург (далее-РГИА) Ф.1662 оп.1 д.53 л.1-9.
7. Записка об опыте страхования рабочих в европейских странах. На бланке Ковенского губернского предводителя дворянства. – РГИА Ф.1662 оп.1 д.66 л.1-2 оборотный.
8.Представление Ковенского общества сельского хозяйства Министерству земледелия и госимуществ по вопросу о новом договоре с Германией. Каунас, 1901.
9. Сведения о выданных на Паневежской выставке 1901 г. наградах. Каунас,1901.
10. Отчет Комитета по устройству Паневежской выставки в 1901г. Каунас,1901.
11. Отчет Паневежского комитета для разведения скота Голландской породы, состоявшемся при Ковенском Обшестве сельского хозяйства. Каунас, 1902.
12. Князь Илларион Васильчиков. То, что мне вспомнилось. М., 2003.
13. Письмо П.А.Столыпина О.Б.Столыпиной от 12 октября 1903 г. РГИА. Ф.1662. Оп.1.д.229.Л.7-8.
15. Архив православной Преображенской церкви в Кедайняй.1893-1913г.г.
16.П.А.Столыпин. Биохроника.М., РОССПЭН.2006.

17. П.А. Столыпин. Жизнь за Отечество. М., ТЕРРА-КНИЖНЫЙ КЛУБ. 2002.
18. Князь Борис Васильчиков. Воспоминания. «Наше наследие. М., 2003.
19. Kunigas Martynas Jonaitis, psichologas, Kalnaberžės Nepilnamečių Drausmės ir Auklėjimo Įstaigos vedėjas. Straipsnis „P.A,Stolipino agrarinė reforma“. Naujoji Romuva, 1931, gruodžio 13 d., N50,p.1198.
20. Joanna Griniuvienė (Pavalkytė). Lietuvos prezidentas Kazys Grinius. Kaunas,1932.
21. Prof. Mečislovas Treinys, LŽŪU. Kaip atkursime vienkiemius. ž. Mano Ųkis, 2006, N12, p.12-13.
22.Vida Kniūraitė, istorijos mokslų daktarė, Vilniaus pedagoginis universitetas “P Stolipinj veikla Littuvių istoriografijoje“ (Tarptautinė konferencija „ Neišmoktos P.Stolypino pamokos“. Kedfainiai, 2008 rugsėjo 26 d., pranešimas).
23.Filomena Kavoliutė, geografijos mokslo daktarė, doc. Vilniaus universitetas „ Neišmoktos P.Stolipino pamokos ir šiandinis Lietuvos kraštovaizdis“ (Tarptautinė konferencija „ Neišmoktos P.Stolypino pamokos“. Kedfainiai, 2008 rugsėjo 26 d., pranešimas).
24. Rimantas Žirgulis, Kedainių krašto muzejaus direktorius „P.Stolipinas ir Kedainių kraštas“ (Tarptautinė konferencija „ Neišmoktos P.Stolypino pamokos“. Kedainiai, 2008 rugsėjo 26 d., pranešimas).
25. A.Ramila „Stolipino nužudimas“, ž.Vienybė. 1911, N 37, p.579.
26.Павел Зырянов. Столыпин и судьбы русской деревни. Журнал «Общественные науки и современность».
М., «Наука», 1991, №4, стр. 115-123.


http://www.kolos.lt/russiantraces/166-2010-03-24-10-55-46

No comments:

Post a Comment