Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».

Friday, May 28, 2010

"Проблемы одной Церкви неизбежно отражаются на остальных". Интервью Патриарха Варфоломея "Русскому Newsweek"

На этой неделе в Москву прибыл с визитом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, который, в качестве Архиепископа Константинопольского и Нового Рима, занимает первый престол во Вселенской Православной Христианской Церкви. Вот ответы Вселенского патриарха на вопросы Newsweek.

Какова основная цель вашего визита в Россию?

Наш визит в Россию — это ответ на братское приглашение его блаженства [принятое в Греции обращение к патриархам других стран - прим. Newsweek] патриарха Кирилла. После того как в декабре 2008 года упокоился в Господе блаженной памяти патриарх Алексий, чьи похороны мы посетили лично, чтобы помолиться об упокоении его души и произнести прощальное слово, мы с глубоким волнением и искренней радостью принимали нынешнего патриарха в качестве гостя Вселенского престола в июле 2009 года — этой поездкой он положил начало своим "визитам мира" в братские православные церкви — усматривая в этом важный жест и видимый знак непрерывающегося единства. Обмен формальными визитами традиционно подчеркивал единство Православной церкви, которое, прежде всего, выражается и воплощается в общем совершении литургии и согласном исповедании веры. Одним словом, наш визит — это знак братской любви и солидарности и средство дальнейшего углубления единства нашей Православной церкви.

Каким вы видите развитие православия и религиозной жизни в России?

Вне всякого сомнения, под вдохновенным водительством ряда выдающихся патриархов, включая и покойного патриарха Алексия, преданным и благочестивым верующим Русской церкви довелось пережить небывало трудные и искусительные времена и возрасти в церковь, обладающую невероятным потенциалом и многочисленными дарами Божьими, с ее монастырями, семинариями и миссионерским влиянием. Сегодня, под славным водительством патриарха Кирилла, человека, щедро наделенного проницательностью, отвагой и богословскими познаниями, Русская церковь призвана ответить на важнейшие вопросы современности, решить такие кардинальные проблемы, как отношение к фанатизму, национализму или религиозному и нравственному индифферентизму, характеризующим сегодняшнее общество.

Какой вам видится роль Московского патриархата в православном мире?

Роль Московского патриархата в православном мире значительна и крайне важна. Подобно всем православным церквам, Московский патриархат призван и далее вносить свой вклад в укрепление и углубление православного единства, ставя его превыше всех прочих локальных интересов. В этом отношении особенно важен пример покойного патриарха Алексия, который, несмотря на его возраст и слабое здоровье, предпочел принять участие в Совещании глав православных церквей, организованном и проведенном Вселенским патриархатом в Стамбуле в октябре 2008 года с самым искренним намерением разрешить трудные административные вопросы и содействовать православному единству. Мы никогда не забудем Божественную литургию в патриаршьей церкви св. Георгия, за которой мы сослужили вместе с покойным патриархом в воскресенье 12 октября 2008 года. Русская церковь с ее богатыми духовными традициями и набожностью ее верующих может премного послужить согласному православному свидетельству в современном мире - своим участием в официальном богословском диалоге единой православной церкви с неправославными христианами, а также другими доступными способами.

Процесс подготовки великого и священного Всеправославного собора Восточной церкви был возобновлен. Как проходит подготовка? И какими, на Ваш взгляд, будут ключевые вопросы этого собора?

По благодати Божьей, один из ощутимых результатов Совещания глав православных церквей в октябре 2008 года состоял как раз в возобновлении подготовки к Священному и Великому Собору Православной церкви, уже инициированной на всеправославных предсоборных консультациях с участием всех православных церквей со всего мира. Одно из наших предложений как Вселенского патриарха, которое было единодушно принято присутствующими патриархами и предстоятелями церквей, касалось возобновления соглашения 1993 года - межправославной консультации по разрешению насущного вопроса о православной диаспоре. По тому поводу Вселенский патриархат — как координатор всеправославных переговоровуже собирал соответствующие встречи, на которых присутствовали официальные представители всех автокефальных православных церквей. На этих официальных встречах, которые проходили в православном центре Вселенского патриархата в Шамбези (Женева), было достигнуто значительное согласие по большинству вопросов, которые будут рассматриваться на предстоящем Священном и Великом Соборе Православной церкви. Единственные вопросы, еще ожидающие окончательного согласования на подготовительном этапе, касаются некоторых деталей режима провозглашения автокефалии и порядка диптихов {последовательности упоминания предстоятелей поместных православных церквей за богослужением – прим. Newsweek}. С истинным удовлетворением и воодушевлением мы наблюдали энтузиазм и поддержку всех церквей-сестер в ходе всего подготовительного процесса, и Русская церковь внесла важный вклад в это священное дело. Умом и сердцем мы ничуть не сомневаемся в очевидном благословении Божьем этого дела и в том, что с Божьей помощью Священный и Великий Собор Православной церкви, решение о котором было принято уже очень давно, наконец соберется без дальнейших задержек.

Каковы главные трудности в отношениях между Московским и Вселенским патриархатами, и как, по-Вашему, можно наладить этот диалог?

Опасно выделять конкретные точки напряжения между двумя православными церквами в отрыве от других православных церквей. Ибо проблемы одной церкви неизбежно отражаются на остальных. Тем не менее, говоря формально — и даже прибегая к богословским категориям — можно сказать, что многие из проблем, возникающих между церквами, связаны с вопросом "автокефалии", а именно, вопросом о том, кто и что определяет независимость (если пользоваться современным светским термином) отдельной церкви. Нет сомнений, что православные церкви пользуются в этом смысле ощутимыми правами автономии, представляя собой федерацию местных церквей, складывавшуюся на протяжении многих столетий. Очень часто проблема носит светский характер, а не духовный или богословский. Как мы заметили на Совещании предстоятелей православных церквей в 2008 году, если православные церкви действуют по отдельности, не согласуясь с остальными братскими церквами, автокефалия превращается в "автокефализм" или радикальную независимость, и начинает служить скорее разделениям, нежели единству. Нужно признать, что административные разделения, характеризовавшие в особенности жизнь так называемой православной диаспоры, часто определялись националистическими интересами. Дело в том, что все православные церкви должны ставить во главу угла не столько свою национальную идентичность, сколько насущное церковное единство. Мы убеждены, что нужно вместе двигаться в этом направлении, и когда это случится, Православная церковь сможет участвовать в богословском диалоге и в обсуждении насущных проблем современности как единое целое.

28 мая 2010 г.

http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=15115

No comments:

Post a Comment