На этой неделе в Москву прибыл с визитом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, который, в качестве Архиепископа Константинопольского и Нового Рима, занимает первый престол во Вселенской Православной Христианской Церкви. Вот ответы Вселенского патриарха на вопросы Newsweek.
Какова основная цель вашего визита в Россию?
Наш визит в Россию — это ответ на братское приглашение его блаженства [принятое в Греции обращение к патриархам других стран - прим. Newsweek] патриарха Кирилла. После того как в декабре 2008 года упокоился в Господе блаженной памяти патриарх Алексий, чьи похороны мы посетили лично, чтобы помолиться об упокоении его души и произнести прощальное слово, мы с глубоким волнением и искренней радостью принимали нынешнего патриарха в качестве гостя Вселенского престола в июле 2009 года — этой поездкой он положил начало своим "визитам мира" в братские православные церкви — усматривая в этом важный жест и видимый знак непрерывающегося единства. Обмен формальными визитами традиционно подчеркивал единство Православной церкви, которое, прежде всего, выражается и воплощается в общем совершении литургии и согласном исповедании веры. Одним словом, наш визит — это знак братской любви и солидарности и средство дальнейшего углубления единства нашей Православной церкви.
Каким вы видите развитие православия и религиозной жизни в России?
Вне всякого сомнения, под вдохновенным водительством ряда выдающихся патриархов, включая и покойного патриарха Алексия, преданным и благочестивым верующим Русской церкви довелось пережить небывало трудные и искусительные времена и возрасти в церковь, обладающую невероятным потенциалом и многочисленными дарами Божьими, с ее монастырями, семинариями и миссионерским влиянием. Сегодня, под славным водительством патриарха Кирилла, человека, щедро наделенного проницательностью, отвагой и богословскими познаниями, Русская церковь призвана ответить на важнейшие вопросы современности, решить такие кардинальные проблемы, как отношение к фанатизму, национализму или религиозному и нравственному индифферентизму, характеризующим сегодняшнее общество.
Какой вам видится роль Московского патриархата в православном мире?
Роль Московского патриархата в православном мире значительна и крайне важна. Подобно всем православным церквам, Московский патриархат призван и далее вносить свой вклад в укрепление и углубление православного единства, ставя его превыше всех прочих локальных интересов. В этом отношении особенно важен пример покойного патриарха Алексия, который, несмотря на его возраст и слабое здоровье, предпочел принять участие в Совещании глав православных церквей, организованном и проведенном Вселенским патриархатом в Стамбуле в октябре 2008 года с самым искренним намерением разрешить трудные административные вопросы и содействовать православному единству. Мы никогда не забудем Божественную литургию в патриаршьей церкви св. Георгия, за которой мы сослужили вместе с покойным патриархом в воскресенье 12 октября 2008 года. Русская церковь с ее богатыми духовными традициями и набожностью ее верующих может премного послужить согласному православному свидетельству в современном мире - своим участием в официальном богословском диалоге единой православной церкви с неправославными христианами, а также другими доступными способами.
Процесс подготовки великого и священного Всеправославного собора Восточной церкви был возобновлен. Как проходит подготовка? И какими, на Ваш взгляд, будут ключевые вопросы этого собора?
По благодати Божьей, один из ощутимых результатов Совещания глав православных церквей в октябре 2008 года состоял как раз в возобновлении подготовки к Священному и Великому Собору Православной церкви, уже инициированной на всеправославных предсоборных консультациях с участием всех православных церквей со всего мира. Одно из наших предложений как Вселенского патриарха, которое было единодушно принято присутствующими патриархами и предстоятелями церквей, касалось возобновления соглашения 1993 года - межправославной консультации по разрешению насущного вопроса о православной диаспоре. По тому поводу Вселенский патриархат — как координатор всеправославных переговоров — уже собирал соответствующие встречи, на которых присутствовали официальные представители всех автокефальных православных церквей. На этих официальных встречах, которые проходили в православном центре Вселенского патриархата в Шамбези (Женева), было достигнуто значительное согласие по большинству вопросов, которые будут рассматриваться на предстоящем Священном и Великом Соборе Православной церкви. Единственные вопросы, еще ожидающие окончательного согласования на подготовительном этапе, касаются некоторых деталей режима провозглашения автокефалии и порядка диптихов {последовательности упоминания предстоятелей поместных православных церквей за богослужением – прим. Newsweek}. С истинным удовлетворением и воодушевлением мы наблюдали энтузиазм и поддержку всех церквей-сестер в ходе всего подготовительного процесса, и Русская церковь внесла важный вклад в это священное дело. Умом и сердцем мы ничуть не сомневаемся в очевидном благословении Божьем этого дела и в том, что с Божьей помощью Священный и Великий Собор Православной церкви, решение о котором было принято уже очень давно, наконец соберется без дальнейших задержек.
Каковы главные трудности в отношениях между Московским и Вселенским патриархатами, и как, по-Вашему, можно наладить этот диалог?
Опасно выделять конкретные точки напряжения между двумя православными церквами в отрыве от других православных церквей. Ибо проблемы одной церкви неизбежно отражаются на остальных. Тем не менее, говоря формально — и даже прибегая к богословским категориям — можно сказать, что многие из проблем, возникающих между церквами, связаны с вопросом "автокефалии", а именно, вопросом о том, кто и что определяет независимость (если пользоваться современным светским термином) отдельной церкви. Нет сомнений, что православные церкви пользуются в этом смысле ощутимыми правами автономии, представляя собой федерацию местных церквей, складывавшуюся на протяжении многих столетий. Очень часто проблема носит светский характер, а не духовный или богословский. Как мы заметили на Совещании предстоятелей православных церквей в 2008 году, если православные церкви действуют по отдельности, не согласуясь с остальными братскими церквами, автокефалия превращается в "автокефализм" или радикальную независимость, и начинает служить скорее разделениям, нежели единству. Нужно признать, что административные разделения, характеризовавшие в особенности жизнь так называемой православной диаспоры, часто определялись националистическими интересами. Дело в том, что все православные церкви должны ставить во главу угла не столько свою национальную идентичность, сколько насущное церковное единство. Мы убеждены, что нужно вместе двигаться в этом направлении, и когда это случится, Православная церковь сможет участвовать в богословском диалоге и в обсуждении насущных проблем современности как единое целое.
28 мая 2010 г.
http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=15115
Bloomington
-
Just published: an article by Mark Sedgwick (me) on "The Traditionalist
micro-utopia of *Bloomington*, Indiana," in the *Journal of Political
Ideologies*...
2 days ago
No comments:
Post a Comment