Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».

Saturday, May 15, 2010

Белые ризы Вознесения Господнего

Ныне вся полнота Святой Христовой Православной Церкви торжественно совершает воспоминание славного и дивного события, которое произошло в 40 день после Воскресения Христа.

Именно в этот день Господь, взяв Своих учеников, взошел с ними на вершину Елеонской горы и, преподавая им Свое благословение, стал удаляться от них, возносясь на небо. И в этот самый момент апостолам явились Ангелы, которые возвестили им, что ныне возносится Христос на небо, но наступит время, когда Он придет на землю судить род человеческий.

Дороги без конца не бывает

«По Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим» (24, 52). А где же печаль расставания? Если мыслить категориями земными, то после проводов и прощаний особой радости не бывает, другие чувства переполняют нас при расставаниях. Почему же Вознесение радостно? Почему грусть уходящих с горы Елеонской апостолов была светлой, а в словах евангельских мы не слышим трагических ноток? Да потому, что Господь Своим Вознесением открыл дверь каждому из нас. Дверь в жизнь вечную, в рай.

Когда-то праотец Адам своим грехом распахнул другие ворота, широкие ворота греха, ведущие туда, где мрак и скрежет зубов. Под хохот диавола ринулись топтать новый путь тысячи и миллионы.

И вот показано другое направление, другая дорога, где слово бессмертие стало осознанной реальностью, возможной для всех.

Идет третье тысячелетие после открытия этого пути, но как часто мы, зная о нем, все же сворачиваем на широкий «грехобан», где звучит музыка сиюминутной радости земных удовольствий, где движение украшено разносольными яствами придорожных чревоугодий, где освящение красными фонарями столь ярко, что иногда кажется обложкой очередного «Плейбоя», где стражники, регулирующие движение своими габаритами и красивым убранством, заслоняют ту дорогу, впереди которой - свет Вечности и Любви, иногда и различаемый чрез толщу соблазнов, но тут же пропадающий из-за новых и новых греховных искушений.

Любой путь имеет свое завершение. Дороги без конца не бывает. И как же томительно горько и ужасно будет тому, кто на конечной станции услышит: «Больше пути нет. Ты больше никому не нужен. Ни людям, ни Богу». И сколь радостна будет остановка тех, кого встретят с любовью и ликованием и он услышит: Войди в радость Мою.

Мы часто повторяем эти слова: «предстанем пред Господом», но столь же часто отказываемся применить их к сегодняшней реальности. Раз за разом приходится на погребениях напоминать, что, братия и сестры, у вас нет воли на завтрашний день. Нельзя жить завтраками и откладывать самое главное на потом, когда что-то сделаем, кто-то вырастет, чего-то получим. Ожидаемое «потом» может просто-напросто не стать реальностью, и наше личное вознесение придет неожиданно, как неожиданно быстро проходят и годы.

Кажется, вчера школу закончили, а сегодня внуки в неё поступают. Главное же дело жизни своей опять передвинуто на завтра. Мы полностью поверили старому и опытному лгуну, который ежеминутно обещает тебе завтрашний день, хотя о том, проснешься ли ты завтра в своей кровати или на «том свете», никто не ведает. Не в его это силе и не в его воли.

Ныне модно говорить о приоритетах разума и логике жизни, на этом разумении построенной. Трактаты пишут, докторские защищают, целые академии основывают. Даже у нас в филиале педагогического один из факультетов этой «наукой» начал заниматься. «Валеологией» ее назвали.

Уж столько перьев сломано и нервов потрачено, все религии мира, традиционные и не очень, вся история человеческая говорят о том, что «наукой о здоровье» годы жизни не продлишь и бессмертным не сделаешь. Каким бы докой в искусстве быть здоровым ты не был, злополучную банку с подсолнечным маслом уже купили в магазине, и она обязательно разобьется в том месте, как это было в булгаковском романе.
Не мы решали, когда нам рождаться, и не нам решать, когда нам умирать.

Случай из жизни

Вот недавно хоронил я молодую женщину. Жить бы ей, да и жить. Прибрал Господь. Видно, исполнила эта раба Божья все свое предназначение или не исполнила и катилась дальше по пути греха, кроме себя и других смущая. После погребения в новостях услышал о очередном землетрясении в Китае и массе погибших людей, а к концу дня передали о гибели в шахте знакомого горняка.

И вот, видя все это, что мы безвольны пред смертью, и боясь за себя, мы пытаемся взять на себя прерогативу Бога. Сочиняем науку, где Богом становится сам человек, а для того, чтобы объяснить духовные переживания и искания, вводим в эту науку оккультный бред, типа Лазарева, Иванова или мракобесие гностиков с Блаватской и Рерихами. Ну а затем преподаем богозаменяющий предмет в школах.

Результат? Масса ранних смертей и непонятные болезни. Зачем же Всевышнему сатанинские пляски на уровне человеческого разума, им созданного?

Именно духовная слепота, не увидевшая открытую Господом в праздник Его Вознесения дверь, и стала причиной того, что многие из нас входят в смущение, видя на похоронах священника в белых ризах. Да и слова в молитвенном последовании об усопших для нас иногда кажутся странными. Режут нам слух выражение «Радуйся» и «Возрадуемся», да и тон (глас) песнопений на погребение какой-то не трагичный. Куда им до иудейского завывания труб и хлопанья африканского барабана!

В великом дерзновении просит священник, молящийся у гроба с усопшим, даровать покойному причаститься небесной радости, просит снизойти до немощи ушедшего и милосердием покрыть его грехи. Будут ли услышаны эти молитвы? Да. Проститься ли жизненный путь по неверной дороге? Не знаю. Знаю лишь то, что белые одежды духовенства, как и праздник Вознесения, соединивший небо и землю, дал нам такую надежду и упование.

Помнить лишь об истинной дороге надо. И сверяться о правильности пути необходимо. Для этого вокруг и храмы стоят. Ждут.

С праздником Вознесения Господнего!


http://orthodoxy.org.ua/tn/node/5337

No comments:

Post a Comment