Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».
Loading...

Thursday, May 27, 2010

НУЖНА ЛИ РОССИИ НОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

На заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества 20 мая президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что необходимо создать новую российскую идентичность, которая объединила бы страну – иными словами, добиться, чтобы каждый ощущал себя прежде всего гражданином России, а уже потом – русским, татарином, евреем или кабардинцем, подобно тому, как гражданин США вне зависимости от происхождения ощущает себя прежде всего американцем.

"Значительная часть людей, живущих на Кавказе, нуждается в полноценной интеграции в российский социум", - заявил он. - "Нужно двигаться к созданию полноценной российской идентичности, которая бы включала в себя все наши народы. Если мы ее не сможем создать, то тогда судьба нашей страны очень печальна".

«Согласны ли вы, что российское общество нуждается в новой идентичности? Если да, то какие пути к ней вы видите, - что можно и нужно сделать для ее создания?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.




Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что современная идентичность должна строиться на основе той идентичности, которую люди имели в имперской России, когда учитывался и национальный, и религиозный характер разных групп, составлявших наше государство.

«Тогда это называлось «верноподданничество». Это слово выражало лояльность по отношению к российской имперской власти независимо от национальности и религии», - пояснил он.

«Опыт имперской России для нас очень важен. На мой взгляд, следует возродить институт губерний – деления страны не по национальному, а по территориальному принципу. Отождествление какой-либо территории по национальному признаку не всегда правильно по отношению к представителям иных национальных групп, живущих на данной территории. А как в Российской Империи оберегалась идентичность отдельно взятого народа – такого опыта не было даже в Британской Империи с ее идеей содружества. Уважение к национальным и религиозным особенностям проявлялось даже на уровне государственной геральдики (например, особый вид наград для мусульман, иудеев и буддистов)»,
- рассказал протоиерей.

«Я думаю, что в нашем прошлом мы можем обрести опыт созидания общенациональной или, точнее, наднациональной идеи, идеи преданности стране, такой патриотической идеи, которая действительно смогла бы объединить разные национальные и религиозные группы», - заключил он.


Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) поддерживает инициативу президента Дмитрия Медведева.

«Конечно, никакое общество не может существовать без ощущения принадлежности к единому организму страны. Такое самосознание формируется на протяжении многих веков, исходя из общего опыта истории и общих ценностей. Без этого здание государственности не может возводиться. И Россия не сможет существовать без такой идентичности», - подчеркнул отец игумен.

«Чтобы мы могли себя почувствовать гражданами одной страны, одного общества и совершать одно дело, сейчас необходимо прояснить и четко осознать, в чем состоит идентичность россиянина. Мы должны хорошо представлять, что нас объединяет в прошлом и совместно праздновать ключевые исторические даты. Мы должны осознавать те ценности, которые служат сплочению российского общества. И здесь я бы хотел подчеркнуть, что традиционные религии России осуществляют свой вклад в дело мира и взаимопонимания в нашей стране. На протяжении столетий представители православия, ислама, иудаизма и буддизма живут вместе, поддерживая общественные устои и гарантируя единство и целостность России», - сказал отец Филипп.

«Что же касается будущего нашей страны, то для того, чтобы иметь о нем представление, необходимо инициировать дискуссии с привлечением людей различных взглядов», - заключил он.

Священник Димитрий Лин, клирик Патриаршего подворья б. Высокопетровского монастыря в Москве, также видит нужду в идентичности, объединяющей всех граждан России.

«Но страна наша большая, народностей в ней много, поэтому найти такое общее основание довольно сложно. Мне представляется, что необходимо обратить внимание на историю и те духовные ценности, которыми живут люди до сих пор. Да, за последние сто лет пройден путь от Российской империи до Российской Федерации, но те духовные ценности, которые существовали еще в дореволюционной России, по существу с некоторыми вариациями были перенесены в Кодекс строителя коммунизма. Будем надеяться, что и сейчас они будут востребованы», - сказал он.

«Это и взаимопомощь, и любовь к ближнему, и жертвенность во имя Родины. Одним из основополагающих элементов должен стать межконфессиональный мир. В числе важнейших ценностей – любовь к труду и любовь к духовной жизни. Это особенно важно, потому что в наше время происходит очень сильная девальвация именно этих ценностей. Мы должны вспомнить, что живем не только ради «живота», т.е. материальных потребностей, но живем ради того, чтобы служить Богу и ближнему. Эта идея, как мне кажется, и должна быть определяющей», - перечислил священник.


Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, полагает, что идентичность и самосознание нельзя создать искусственно.

«Процесс формирования их - в первую очередь естественный процесс. И процесс очень долгий, происходящий под влиянием множества факторов. А искусственная, общая для всех идентичность это, скорее, идентичность роботов», - сказал он.

«Наша Родина испытала колоссальные потрясения, грозившие полной утратой идентичности. Здесь и величайшие измены, и уничтожение собственного народа, и растаптывание личностного начала в человеке. Для возрождения идентичности потребуется немало времени. Жить мы должны не так, как писал Мандельштам - «под собою не чуя страны», а чувствуя справедливую – не продажную и не фиктивную родину – а Родину, которая любит своих граждан и называет их гражданами, а не «населением». Начать хотя бы с этого», - добавил священник.

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", разделяет мнение президента РФ.

«Нет никаких сомнений, что российское общество нуждается в новой идентичности», - сказал он.

По словам священника, «президент России все очень четко подмечает в своем заявлении, говоря стопроцентную истину о необходимости новой идентичности».
«Прежде чем понять, как создать эту идентичность, необходимо понять, как была утеряна идентичность, присущая российскому обществу еще в досоветское время. А это уже сравнительно несложный вопрос для трезвомыслящего человека: на протяжении всего советского времени разрушалась основа российской жизни – российская государственность, которая в дальнейшем ставилась на фундамент безбожия и отрицания основ человеческого бытия», - сказал отец Макарий.

«Человек – это образ Божий, без Бога он не живет. А религия – это одно из основных проявлений человечности. Поэтому, раз на протяжении семидесяти лет разрушалось это начало, то разрушался и весь строй жизни», - заметил отец Макарий.

«Безусловно, нынешняя Российская Федерация не является единственной наследницей разрушений советской империи. Однако у других «стран-наследниц» отсутствует вопрос идентичности и осознания «кто я?». Это связано с тем, что над этими государствами помимо советской власти была еще и внешняя сила. Поэтому ликвидировав эту внешнюю силу, они остались теми, кем и должны были быть: чехи - чехами, поляки - поляками, армяне - армянами, литовцы – литовцами и так далее. А Россия, получается, сама на себя навалила эту «скорбь», не унаследовав свою идентичность», - отметил священник.

«Именно советское бытие и стало причиной разрушения идентичности российского общества. Поэтому мы должны прийти к покаянию: найти свои ошибки и исправить их. Только тогда можно будет говорить об общей идентичности для нашего общества», - заключил отец Макарий.


Альбир-хазрат Крганов, муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ, предлагает учесть уроки прошлого и строить наше многонациональное будущее на принципах взаимоуважения и открытости.

«Думаю, что президент совершенно прав. Без понятия гражданского единства жить в стране невозможно. Уже начиная с детского сада надо прививать нашим детям знания о том, что мы живем в поликультурной, полирелигиозной и многонациональной стране. То, что в нашей стране живут люди различных культур, взглядов и религиозных воззрений – это только нас обогащает и делает сильными. И мы должны это понимать, а не дистанцироваться друг от друга, закрываясь в своих местечковых, локальных сообществах, замыкаясь в своих субкультурах», - заметил Альбир-хазрат.

«Надо быть открытыми обществу, но в тот же момент сохранять свою национальную идентичность. В первую очередь надо помнить, что все мы люди, созданные Богом. Во-вторых, что мы живем на территории единой России. А потом, уже понимать, что мы принадлежим к различным национальностям с разными взглядами, которые мы должны взаимно уважать. Мы должны быть равными среди равных. Без такой расстановки приоритетов, построенных на взаимопонимании, наша страна не сможет нормально развиваться», - подытожил муфтий.


Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев выступает с призывом: «Россия для россиян!»

«Я полностью согласен с президентом. Прежде всего, мы должны понимать, что мы – россияне, а потом уже помнить кто какой нации и веры. И, если такая идеология у нас будет привита, тогда в нашей стране общество станет полноценным», - сказал муфтий.

«После развала Советского союза люди стали вспоминать о своих национальных и религиозных корнях, обособляясь друг от друга. Отсюда проистекают проблемы скинхедов, ваххабистов и прочих проявлений националистического и псевдорелигиозного экстремизма. И преодолеть эти проблемы можно только с помощью создания идеологии новой российской идентичности», - подытожил Исмаил-хаджи.

Полностью поддержал Дмитрия Медведева муфтий Ростовской области Джафар-хазрат Бикмаев.

«Во многих странах мира личность человека, прежде всего, определяется не его национальностью, а гражданской принадлежностью. Так, например, те же афроамериканцы являются гражданами США и пользуются всеми правами в этой стране. В России же в отношении нацменьшинств сложилась несколько иная ситуация, что очень печально. Поэтому Дмитрий Медведев прав в том, что современное российское общество нуждается в новой идентичности», - сказал он.

По словам муфтия, «российская идентичность должна стать одной из составляющих принципов госпрограммы, за основу которой вполне можно взять опыт других стран, например, той же Америки». «В этом направлении у России должна быть выверенная государственная политика. И другого пути у нас просто нет», - заключил Джафар-хазрат.


Убежден в необходимости создания новой российской идентичности, которая объединила бы страну, председатель Духовного управления мусульман Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин.

«Заявление президента стоит воспринимать как осознание того, что произошло с нашей страной за последние 20 лет: Россия потеряла свою идентичность», - заявил муфтий.

«Было советское время, когда граждане чувствовали свою страну и гордились ей при поднятии флага или при звучании гимна. Однако в течение десяти последних лет прошлого столетия россиянам говорили, что это делать необязательно и что свою страну не нужно любить. В те года ходил принцип, что надо быть гражданином мира - космополитом, и что нужно стремиться получать мировые знания, устроиться и жить там, где это наиболее выгодно. Иными словами, произошел демонтаж народа», - добавил он.

«Слова президента – это крик души, говорящий о том, что всякие международные организации, некоторые из которых опекаемые иностранными фондами, а то и целыми государствами, добились того, что идентичность российского общества была разрушена. В итоге, россияне отказываются служить в армии, у них нет потребности работать в российской науке, заниматься в спортивных секциях и так далее. И это – печальный результат для всей России в целом. В этой связи постановка вопроса об идентичности общества, безусловно, была необходима», - отметил муфтий.

По его словам, «на сегодняшний день, государство пытается найти ответы касательно вопроса идентичности российского общества. И последнее проведенное мероприятие, посвященное 65-летию Победы, а также ряд других мероприятий, в частности, установка новой памятной даты - День Крещения Руси, говорит о том, что страна делает своим приоритетом возрождение традиций, знание, почитание и уважение своей истории и своих корней. Кроме того, в России проводится и модернизация социальной сферы, экономики и общественно-политического устройства».

«Все действия властей направлены на то, чтобы укрепить как самое государственность, так и идентичность россиян», - подытожил Мухаммедгали-хазрат.


«Российское общество нуждается в новой идентичности», - заявил председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), раввин Зиновий Коган.

«Надо сделать так, чтобы в любое время дня и ночи, даже если человека разбудить, он бы прежде всего вспомнил, что он россиянин, и только после этого уже вспоминал о своей конфессиональной принадлежности», - добавил он.

По мнению раввина, идентичность общества заключается в том, чтобы «любой россиянин имел веру и убеждение, что у него есть право свободно жить в любой точке Российской Федерации, будь-то Грозный, Архангельск или Улан-Удэ».

«Комфорт и равнозначность – это основные составляющие идентичности любого общества. Именно о них россиянам должны напоминать законы, СМИ, искусство, культура, традиции, духовные и нравственны принципы, присущие нашему государству. Иными словами, должна вестись активная и положительная пропаганда идеи единства, справедливости и демократичности России. Это должно стать национальной идеей номер один! А претворять все это в жизнь необходимо за счет нацпроектов», - отметил Коган.

Зиновий Львович также считает, что помимо государства и СМИ, «постоянный диалог об идентичности российского общества должны вести и религиозные организации». «Суть этого диалога не в том, чтобы говорить об этническом происхождении человека. Главное – это религиозная составляющая. В этой связи, лозунгом нашей страны должны стать следующие слова: В России может быть много религий, но национальность у нас у всех одна – россиянин!», - заключил раввин.


Представитель главного раввина России по связям с общественными организациями и госструктурами Андрей Глоцер считает, что заявление президента содержит задачу первостепенной государственной важности.

«Нет никакого сомнения, что Россия уникальна по своему национальному и конфессинальному составу: на ее территории бок о бок живет множество народов, исповедующих самые разные религии. Именно поэтому утверждение общенациональной идентичности - задача государственной важности», - подчеркнул он.

«Еще в советские времена такая идентичность присутствовала в жизни подавляющего числа граждан нашей страны. Но с той поры, как все разбежались по своим национальным квартирам, в странах бывшего СССР возник мощнейший кризис идентичности, который привел к росту националистических настроений», - заметил Андрей Владимирович.

«Создание общенациональной идентичности должно сплотить людей и защитить государство. В интересах государства укреплять здоровый патриотизм в гражданах, противопоставляя его национализму, который только разобщает наше многонациональное общество. Пропаганда, образовательная система, госзаказ - вот старые и весьма сильные инструменты, которые необходимо использовать для стабилизации общества и дальнейшего развития страны. Только тогда, когда национализм будет восприниматься как маргинальное явление, сродни сепаратизму, Россия будет успешно развиваться. Создание полноценной российской идентичности как раз и послужит этой цели», - подытожил представитель главного раввина России.


Видный российский исламовед, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Александр Игнатенко полагает, что для формирования общенациональной идентичности понадобится много усилий и времени.

«Наше общество нуждается в формировании российской гражданской нации. «Единицы», или члены гражданской нации - личности, индивиды, граждане России, которые должны быть равны перед Законом и обладать равными правами и обязанностями - независимо от имущественного положения, пола, национальной либо расовой принадлежности, отношения к религии и т.п.», - сказал он.

«Мы должны быть равны в своих правах и обязанностях независимо от места проживания на территории России, что предполагает формирование в нашей стране единого гражданского пространства. В этом случае сформируется, и сформируется нескоро, российская идентичность, которая не будет исключать национального, культурного, языкового и иного разнообразия» - заключил Александр Александрович.



Многовекторность существующей на сегодняшний день госидеологии препятствует созданию новой идентичности в российском обществе, считает директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), директор Центра географии религий Роман Силантьев.

«Государство давно работает над вопросом идентичности российского общества. Однако существующая на сегодняшний день идеология по своей сути настолько многовекторна, что создает определенные проблемы. И пока идеология не станет общей, достичь каких-то успехов в вопросе идентичности российского общества вряд ли удастся», - сказал он.

«Вообще, - по его словам, - идентичность среди российских граждан проявляется по-разному. Если за пределами страны все считают себя русскими и россиянами, так сказать, самоидетентицируются, то внутри страны в силу вступают уже другие механизмы идентификации».

Правозащитник уверен, что основой идентичности страны «является православная культура». «Именно на ее базе и надо строить новую идентичность. При этом это ни в коем случае не значит, что надо обижать представителей других традиционных конфессий страны», - заключил Роман Анатольевич.

http://www.regions.ru/news/2292143/

No comments:

Post a Comment