Протопресвитер Алексий Ионов
31 марта 2010 г. Источник: Православие и мир
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiMDTSEEX9tPa7TS5SrJ0rUn20ir4xHIAAJxEK8eCHXXLg9o_yHCXXm8xMV6pu80QXkv_XBqroRWbAEcWFMdVW-_HrHQkO4QD2QJyfgYAHQVL1TQt3x2QWNeyYThRrYmG8XacSUiw46JW4/s320/1-aaa947-Russian_cross_full.jpg)
Рига-Псков
Протопресвитер Алексий Ионов
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhsstld7BKnCQDX6bpYJ8K4Hb54j21IXQDvnYwxEeIgZz6M5ouCtYcsmnDviSvMsIXaqaawSDgxEbQAMaqDlL1bwNfPDUfo3_HlP3DISZcVtZ_6qeIBTDxiB7BmljPZdicpg3fuiegmguo/s320/1-aaafralexisionov.jpg)
Громадный край от ст. Сиверской, что под Петроградом, до Опочки был давно превращен советской властью в церковную пустыню. Некогда прекрасные храмы были разрушены, поруганы, превращены в склады, мастерские, танцевальные клубы, кино и архивы. Репрессированное духовенство в основной своей массе погибло в концлагерях Сибири. Два-три уцелевших подсоветских священника, запуганных, душевно-усталых и неподготовленных, никак не могли взять на себя труд организации церковной жизни населения в несколько сот тысяч человек. А духовный голод, жажда церковной молитвы, таинств и проповеди остро ощущались в этих местах.
Немецкие власти долго не соглашались на организацию Псковской Миссии; в конце концов, они дали свое согласие на поездку 15 православных священников из Прибалтики в страну «за чертополохом»[1].
Я был одним из посланных церковной властью в эту Миссию священников. Все, что я пишу сейчас, может быть, будет небезынтересно в наше время, когда о русском народе пишут кто угодно и что угодно.
Получив согласие соответствующих властей на посылку миссионеров в Псковский и Новгородский край, митрополит Сергий предписал целому ряду священников, тем, кто помоложе, отправиться в Псков, без каких бы то ни было предварительных разговоров с ними. О нашем личном согласии никто не справлялся. Все делалось в рамках церковной дисциплины, церковного послушания. Это первое, что необходимо отметить. К чести нашего духовенства, никто не отказался от участия в Миссии, от церковной работы в тех местах, где годами не звучало слово Божие, не совершались богослужения, где народ молился лишь «про себя», сокровенно. Всем было ясно, что здесь нечто экстраординарное. И, хотя поездка в Псков неизбежно была связана со всеми трудностями и опасностями военного положения, она, тем не менее, состоялась. Следует указать и на тот факт, что со стороны немецких властей никаких инструкций специального или специфического характера Миссия не получила. Если бы эти инструкции были даны или навязаны, вряд ли наша Миссия состоялась. Я хорошо знал настроение членов Миссии. С немцами мы все считались по принципу – «из двух зол выбирай меньшее». Что немцы – зло, никто из нас не сомневался. Ни у кого из нас не было, конечно, никаких симпатий к завоевателям «жизненного пространства» нашей родины. Глубокое сострадание и сочувствие к бедствующему народу, нашим братьям по Вере и по крови, – вот что наполняло наши сердца.
Итак, мы тронулись в путь. Направление – Псков-Новгород. Единственная цель – помочь народу, впавшему «в разбойники» (Лк. 10). Некоторые из нас предполагали встретить в России пустое поле в религиозном отношении. Они очень ошиблись. Там мы нашли такую напряженную духовную жизнь, о которой за рубежом и не догадывались. Но все это – при полном отсутствии, конечно, нормальной церковной жизни. Устроить, организовать приходскую жизнь и стало нашей задачей.
В древнем Пскове
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjVyOnRhG1If1AkXPZTUgRb094eynpM9cUzHYli6j2GE56s83a7RcQOZumveGeHhWCQr_xgRac165XZriUMBVC_YH8QkbInAO-cx9KOdZrH5aNM6_CiNDTtkCkvobHkYczbOZomLAgszO4/s320/Pskovkremlin.jpg)
Древний Псков – русский Нюрнберг – стоит на реке Великой. Город незабываемого очарования. Сердце города – Кремль с Троицким собором. Прекрасный кафедральный собор доминирует над всем Псковом.
«За Святую Троицу» – старинный клич псковичей!
Сколько полегло их с этим восклицанием на устах на городских стенах, отражая приступы немецких рыцарей, ляхов и литовцев.
Троицкий собор – самая великая святыня всего Псковского края. Там хранились мощи свв. благоверных князей Псковских Всеволода-Гавриила († 1138), Довмонта-Тимофея († 1299), тут же висел Довмонтов меч. Стояли гробницы местночтимых псковских архипастырей, еще не прославленных Церковью.
Большевики осквернили собор при первой возможности. Чудный храм стал антирелигиозным музеем. В Мирожском монастыре, что стоит на берегу Великой – на Завеличьи – изумительные фрески XII века. Даже большевики называли этот монастырь – музейный объект № 1. Он давно пустует, конечно, как и другой, Иоанновский женский монастырь. Прелестные церкви особой, неповторимой псковской архитектуры, наполняющие улицы города, разрушены, осквернены. Город Русской Славы, город великого благочестия стоит молчаливым укором новому времени, новым его поработителям.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj4RQDFaBZ3tuf8SxeZLvBv3BFsXESnw0K1NwDSBnZE7HBvU1BiW7DMco6nfbXqZyBHHmvv4YGGsn0oLZA3JcqTfW2RXEX0-hdzafw1tVkgqHG3ME8fM3K34FxxMBIsQ3dG7vLGjYBCqWM/s320/1-aaaPskov_Mirozhskyklost1_b_340.jpg)
Подошли к амвону и мы… Светлый праздник Преображения встречали мы уже на Русской Земле, на родине своих отцов и прадедов, но в темноте… В этом было что-то символическое. Катакомбы все еще оставались катакомбами. Троицкий собор – вчера еще антирелигиозный музей, как бы мог сразу преобразиться, «прийти в себя», просветиться. Такие контрасты! Вчера – насмешки, хула и поругание. Сегодня – чудные церковные песнопения, веками звучавшие в этих стенах. Лики святых – предмет вчерашних иронических замечаний руководителей антирелигиозных экскурсий, а сегодня перед ними же благоговейно [стоит] коленопреклоненная толпа. Кто видел оскверненные храмы, тот знает, как трудно сразу «войти в себя», забыть то, что было, сосредоточиться. Со сложными чувствами легли мы спать в ту ночь в доме городского головы – русского псковича, – кто на кроватях, кто на полу, почти вповалку…
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgd2Qnp0PbEoT1dzpq_nwao4DM5lG7YIcaqr2XCo_hcg75xKWE-P152pmfMHS_5mFwvunNp_6J04SUHm67P6nsyJMcbpaFA7v7-0GfuhOX8Lc8m1kj1mbcNXJnnYT9-QsSsohYbL1hS14I/s320/1-aaaPskovPecheryRoyaldoors.jpg)
Как благодарно переживают псковичи наш приезд. Как они внимательно вслушиваются в слова нашей первой проповеди. Без конца идут они под благословение, подводят к нам своих детей, целуют благословляющую руку. «Благослови, батюшка! Благослови, отец!» – звучит отовсюду. Кто-то после проповеди, подходя к кресту, шепчет на ухо, подсказывает: «Побольше говори о горнем Иерусалиме»… Древняя Русь. Как будто ничего не произошло. Как будто отвоевала Литва и снова ушла к себе, а город, быстро залечивая свои раны, начинает свою обычную нормальную жизнь, в которой Церковь занимает первое почетное место…
Проходим по улицам. Десятки лет некрашеные дома. Большей частью деревянные. Все расползается, все одряхлело. Советское строительство здесь представлено двумя-тремя уродливыми водонапорными башнями. Но все наше внимание обращено на население. Измученные лица, обтрепанное платье, скверная обувь – после нарядной, богатой, «капиталистической» Риги – так все выглядит невыгодно, убого. Но дело не во внешности, а в том, что и на улицах нас останавливают, подходят к нам, просят благословить. На улицах кучки народа. Нас с интересом рассматривают. Удивляются, наверное, нашей молодости, нашей хорошо сшитой, добротной священнической одежде.
Мы идем группой. Своеобразный крестный ход! Псковичи крестятся, вытирают слезы на глазах. Сон – не сон. Боятся поверить, что это наяву. Годами, ведь, не видели так спокойно, с достоинством проходящих «служителей культа», «врагов народа». Но население бедствует. Только что бежали красные. По пути отступления ими сожжены все продовольственные базы. Немцы добирают последнее. Но не привыкать русскому человеку к разорению. Судьба никогда не баловала его. Кое-как перебивается он и сейчас.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjNmxPtmB8VB745kh6r4irpEdmUbvkx9D6spqv5L8Lg7DCMbC_0cSdtWFZmDnnFX6TuvldjpKftC2GDExTUpaiS-K0hbWu6KLzKXA8ktM4ivAPT4Xaj0h8kIKc4LLMuit1JYL5y8aqOJpo/s320/sovietbanner.jpg)
Плач и слезы оставшихся жен, матерей, детей наполняют древний город. Сколько раз оглашался вот такими воплями несчастных русских женщин этот город – в истории? Так наша Миссия практически начинает знакомиться с обстановкой на месте. Большинство депортированных, впрочем, скоро вернулись к своим семьям.
В Пскове мы прожили не больше недели. Быстро возник у нас контакт с местным населением. Нас сразу же стали просить послужить в разных пригородных церквах, наспех отремонтированных самими же верующими. Узнав о пребывании Миссии в Пскове, стали появляться ходоки и из более отдаленных мест: просить священников на приходы. Наступило время разъезда. Миссия должна была зарекомендовать себя на местах. Перед нашим разъездом к нам как-то случайно забрел немецкий пастор в военной форме. Пастора с Эльбы давно уже интересовало Православие. Мы с ним долго беседовали на религиозные темы. Он упросил нас спеть ему несколько православных песнопений. Для нас он спел ряд старинных хоралов. Так состоялась в древнем Пскове «экуменическая» встреча. Другого пастора я видел в Свято-Троицком соборе, с изумлением наблюдавшего общую исповедь двухсот-трехсот человек. Это были единственные встречи с немцами в Пскове, если не считать тех солдат, чуть ли не штыками поднявших нас в то нерадостное утро, о котором я уже упоминал.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiq_ap8IiLdwBh-h7Xa-WqnDRcKqD9zJfPbewpBmqLkkGWOJVnprtIUOLLjgEaLtT6qV8DALR7b0Mk0r_BwNMydtACmcPqwQEUWLeTxAHkS5Xv50idztMhHVXmtGLBxD2zODqVXkbDyE2g/s320/summerorchardgritsay.jpg)
С отцом С. Е. мы едем в К. Серенький будничный день в конце августа. Едем медленно. Лошадка у нас не ахти какая. Под стать нашему экипажу. Я лично еду в полную неизвестность. На руках пропуск на гильзовой бумаге. Несложный багаж в одном чемодане. Отдельно пакет с медикаментами. Среди них преобладают дезинфицирующие средства. Нам придется жить, спать в разных углах. Кто попал на север, тот отпевал умерших от голода тут же в избе, где на холодной печи плачут дети. Чем дальше на север, тем условия жизни труднее. Миссионеры голодают неделями. Никаких специальных пайков мы ни от кого не получали. На руках у нас были «хлебные карточки», выдаваемые местному населению.
…Скоро нас останавливает военный патруль. Оказывается, где-то рядом аэродром. Нас направляют в какой-то штаб. Я почему-то больше всего беспокоюсь за нашу лошадку: отберут или оставят? Не так просто продолжать путь per pedes apostolorum в незнакомых местах. Все обошлось, к счастью, благополучно. Нас отпускают, и мы продолжаем свой путь. К полудню останавливаемся у какого-то колхоза. Надо подкрепиться. Едем к первой избе. Перед нею колхозник средних лет молотит сноп ржи вручную – какими-то палками. Способ ультрапримитивный, но опытные люди говорят: ни одно зернышко не пропадает… Обычный вопрос: «Ну как? Одолевают немцы?» – «Немцы – ерунда, – твердо отвечает колхозник. – Они же берут только пол-урожая, а половину тебе оставляют» – «Значит, жить можно?» – «Да еще как! – поддергивает он головой. – Наши-то ведь все отбирали! Понимаешь?»
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj1_QrmCUBvh9DQKoYDxkP8w4f7KZ5BSc3z0H53v_n0gU1Dw_4L81rakC4Ec5AHLASfx_Dxe_lvI19xIqtV0c27QsEf9gA1grHWaZe7xE3a1Impo03x7pA107GmBIJgrn9lRClgJYshLvc/s320/Homelessafterthegreatpatrioticwarinrussia.jpg)
– Куды это, батюшки, вы направляетесь?
– Едем в К.
– Неужто?
Отвечаем: «Да, да»…
– Господи, какая благодать! А мы-то ведь в Псков шли – раздобыть священника к Успенову дню…
Я уверенно говорю им: «Вертайте! Мы же к вам едем»…
– Господи! Радость какая! – шепчут обрадованные женщины. – Сам Господь послал нам батюшек…
Я никогда не забуду этих простых, верующих женщин! Сколько в них было желания, а главное – воли устроить праздник, помолиться, как следует. И вот – котомку с куском хлеба за плечи и, пешком, без документов, без денег – в Псков: «Слыхать, там батюшков много навезли!»…
Потом я узнал их ближе. С. – женщина средних лет, одинокая стахановка, золотые руки. Полумонашка. Ради Церкви все сделает. Ночь не поспит, а облачение к празднику будет готово. Для нее как будто и не было большевиков на Руси. Сразу же она вся растворилась в церковных делах, в церковных послушаниях.
В Острове
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEigfqgIO_uH1PGeLYsJYKkrGi-A68fyuOwkOnb9gvCeHSKWxVyxStCq5A-u2QmZ9eqHTwkH4YbT4lpw9XDqn-F_aVekv4X1jOyj4-B1uA4VbDQvUWolm4cCPOG90D1K64EIp22Vnmt2wJc/s320/PskovPecheryPantocratorIcon1988.jpg)
Сохранилась в относительном порядке церковь на кладбище Свв. Жен-Мироносиц, при большевиках – архив райкома. Церковь крохотная. Не больше ста человек могло войти в нее, а все остальные сотни стояли во время богослужения у порога на паперти и вокруг, жадно прислушиваясь к каждому возгласу из алтаря. В этой кладбищенской церкви я служил первые дни своего пребывания в Острове. Третья церковь в городе была превращена в кузницу, четвертая – самая древняя – на островке, между мостами – была полуразрушена.
Запомнилась служба под Покров Божией Матери (14 октября нов. ст.). Весь народ – «советский» – поет местным прекрасным распевом – «Величит душа моя Господа» – «Честнейшую». Прикладываясь, люди целуют икону праздника, подходят к елеопомазанию и – вот слышу, пение прерывается плачем, рыданием. О чем плачут в этот светлый праздник русские люди? От радости, что вот – дождались праздника? Или им припомнились пастыри, служившие в этом храме задолго до меня и поумиравшие давно уже в тюрьмах? Или припомнились им близкие, которых «фараоны» давно уже сгноили на крайнем севере в концлагерях? Много было причин этим слезам во время «Честнейшей»… Я помню только одно – разделяя скорбь своих новых чад духовных, я плакал вместе с ними…
Никита-политрук
Жить я устроился в полуподвальном помещении у одного простого верующего человека, инвалида финской войны. С ним и его семьей я быстро сдружился. Несмотря на отвратительные условия, я жил у них несколько месяцев. Моего хозяина злые языки называли «политруком». Позже я узнал, что вся его политическая деятельность сводилась к чтению в роте политических статей по приказанию начальства в отсутствии комиссара: Никита оказался, к несчастью, самым грамотным солдатом. «Политрук» этот в первые же дни нашего знакомства познакомил меня с престарелой схимонахиней, которую он очень уважал и без совета и благословения которой он ничего не предпринимал. Вот так и «политрук»!
В семье, с которой проживала эта старенькая монахиня, в свое время послушница одного из женских монастырей под Петроградом, я познакомился с Верой, молодой учительницей, женой советского лейтенанта. Она была одной из представительниц советской интеллигенции, чьей души не коснулся яд безбожия и неверия. Помню ее рассказ, как она прятала в педагогическом институте свой крестик, с которым никогда не расставалась. При немцах она работала в офицерском собрании. На вопрос, не обижают ли ее немцы, Вера – стройная, миловидная женщина лет 27 – твердо ответила:
– Как себя, батюшка, поставишь, так к тебе и будут относиться!
Было ясно, что эту русскую женщину не так легко соблазнить дешевыми подачками и что она держала гг. завоевателей на самом приличном расстоянии[5].
Припоминаю, как, выходя из уже отремонтированного Св. Троицкого собора, после только что совершенного ряда бракосочетаний – венчание двух, трех, четырех пар одновременно было самым обычным явлением в те времена – я слегка пожурил группу толпившихся у выхода девушек: «Приходите в собор только глазеть, грязи нанесете, а убирать-то все тому же сторожу!»… На это мне одна из них, побойчее, ответила так: «Батюшка, не совсем-то мы уже без дела в церковь ходим. Ведь надо же посмотреть, что да как. Венчаться-то, небось, и нам придется. А мы и повернуться не знаем как в церкви!…» Я должен был признать, что у этих девушек был свой резон. И больше им от меня не попадало.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhvNKt31dQpxJY-ElsPrCDinsPgaJ70DRMs1R45ne5yZKc1E3107mI3QMf-GcXkGzdje8DYpD5HtEtt1gAawUKTsrs2-ay3RYrBWScyKXbLR3Qj6FXVbjECUlOdu-vVmgODDILyVi0vOGk/s320/1-aaapskov.jpg)
Молодой советский инженер Н. Н. Я очень сомневался в его дипломе. Он мне оказывал бесконечные услуги по делу восстановления храмов, а восстановил я их около пятнадцати. Но сомневаться в его вере, в его искренности было нельзя. В прошлом беспризорник, – «На всех базарах, батюшка, крал сметану», – простосердечно признавался он (вероятно, в те времена, когда сметана еще появлялась на советских рынках), – он творил чудеса, когда речь шла о том, как устроить тот или другой ремонт в церкви, как раздобыть торф для отопления и прочее. Его жена и дети были олицетворением самой благочестивой семьи. Контрасты? Да.
Вспоминаются советские молодые педагоги, с которыми я вел самые задушевные разговоры. Один из них, воспитанник Ленинградского педагогического института имени Герцена, все время уверял меня:
– Хотя я не верю в Бога, но я от Него не отрекаюсь. Докажите мне, как следует, и я уверую!
Очень он пенял на меня, почему я не зашел к нему на Рождество:
– Мы вас так ждали, и икону повесили!
Жена у него, впрочем, была верующим человеком… Другой учитель – тонкий ценитель поэзии и литературы, рассказывал о чтении в нелегальных литературных кружках запрещенных поэтов. Уже в Америке я встретил такого же эстета, отсидевшего за свое увлечение недозволенными поэтами очень солидный срок на поселениях в Сибири… С этими «кандидатами в партию» у меня возникли самые лучшие отношения, и оба они мне очень помогали по оказанию помощи нуждающимся жителям города, когда я организовал, не больше не меньше, как «русский Красный Крест». Немцы терпели эту организацию до моего отъезда в Псков. Мы расклеили на всех углах свои воззвания о сборе продуктов для военнопленных и взяли на себя попечение об одном лагере для военнопленных. Нам, конечно, не по силам было кормить около 200 человек, но мы старались их хотя бы подкормить, давая дважды в неделю человеческие обеды. Смертность прекратилась по прошествии двух-трех недель. В этом деле очень помогали мне жены советских офицеров. Надо было видеть их самоотверженность, настойчивость и подлинное христианское милосердие.
Моими самыми большими друзьями были дети. Их там было великое множество. В лохмотьях, голодные, они, тем не менее, оставались прекрасными русскими детьми. Я скоро стал вести с ними регулярные занятия по Закону Божиему. Как радовали они меня своими успехами: молитвы они учили «вперегонки». Внимание ко всему церковному было изумительным. В храме они занимали всегда первые места, терпеливо выстаивая длинные наши, такие недетские, богослужения. Вспоминаю и молодежь – постарше: 17-19 лет. Вот как-то на улице останавливают меня две девушки:
– У нас к Вам, батюшка, дело… – указывая на подругу, одна из них говорит:
– Она долго не верила в Бога. Я ей доказала, что Бог есть. Она теперь уже больше не сомневается. Теперь ее надо только окрестить! Я ее, как могла, подготовила, так что Вам особенно не надо будет беспокоиться.
С интересом смотрел я на этих юных христианок. Впервые я слышал из уст шестнадцатилетней девушки слова:
«Я ей доказала, что Бог есть».
Я крестил Светлану. При крещении я предложил ей оставить свое старое имя. На это она мне твердо ответила:
– Нет, я хочу, чтобы у меня теперь было все новое. Все новое…
Эти две девушки положили начало евангельскому кружку, в котором я проводил беседы – «евангелизацию» – дважды в неделю. Число членов этого кружка быстро достигло 40 человек. В него входили люди разного возраста. Среди них были врачи, учительницы, портнихи и просто домашние хозяйки; если бы я сделал хотя бы одно объявление о наших занятиях в кружке, то число членов умножилось на много больше. Но я этого не мог сделать. Слишком много было у меня другой работы, а я был один. Край, порученный мне, тянулся на километров 50-70 в радиусе. Вызвали меня как-то по делу этого кружка в военную комендатуру:
– По нашим сведениям, Вы собираете у себя крестьянскую молодежь. Для какой цели? Я отвечаю:
– У меня собирается, прежде всего, не крестьянская молодежь, а христианская. Собираю же я ее для «конфирмации».
Ответ был признан удовлетворительным, и меня отпустили «с миром» – продолжать «конфирмацию» русской молодежи.
* * *
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgHX-Ti4feIDzBSE7Q2qFWcIRVqhyiP2EomKrx2EsX07GJji8YmoBNIys-QX1FDJQSz7cWuTm7_xnKBrPw-EqHZV2FtleoOIaiJVlDPvakwUUMMNUql6Fhze8RAaCTakhwNISuUL1HJ_14/s320/PskovPecheryMandylion1988.jpg)
Входишь в храм, переполненный задолго до службы народом. Многие сидят прямо на полу, отдыхая от дальнего пути. По русскому обычаю все тянутся за благословением. В алтарь, поэтому, сразу не войдешь! И то же самое после службы. Как легко проповедывалось на Родине! Как жадно слушали там пастырей. Как благодарили, не утомлялись! Лучшее время моего пастырства – время, проведенное в Псковской Миссии, хотя внешне она протекала в самой суровой обстановке. Кругом партизаны. Встреча с ними – конец. Им не втолкуешь, что мы проповедуем Христа Распятого. Мы на этой стороне – значит, враги… Бог хранил меня, хотя и были самые «злые состояния». Не хочется их и вспоминать. Преждевременная седина – следы этих переживаний. Людей, исколотых штыками партизан, мы хоронили неоднократно. Уезжая за сорок-пятьдесят километров куда-нибудь на освящение храма, прежде всего мы долго молились дома, долго крестились, целовали фотографии своих близких – прощались «в суриоз». Кто его знает – вернемся ли? И так уезжали, безоружные, беззащитные, оградясь только силою животворящего Креста…
Вспоминаю и ряды повешенных уже немцами девушек-комсомолок и пареньков за связь с этими партизанами. Первый раз в жизни я увидел это жуткое зрелище. На базарной площади среди бела дня. В состоянии оцепенения вернулся домой. Жена церковного старосты испуганно спрашивает: «Что с Вами?» Мое лицо обезображено страшной судорогой… Не так просто смотреть на повешенных!
Дома меня ждут немецкие офицеры из отдела пропаганды. Видите ли вы, они хотели бы узнать мое мнение, мнение священника: следует ли продолжать вешать людей на базарной площади или нет? И какое это производит впечатление на местное население? Я чуть не кричу, чтобы они меня оставили в покое, сейчас же оставили мой дом, что я именно, как священник, никому не могу давать советов, как удобнее приводить в исполнение приговоры военно-полевого суда; как они этого не понимают?! Смущенные офицеры покидают меня, заверяя, что они не хотели меня расстроить, они хотели только узнать одно, как лучше?..
В то же время в моей приемной, т. е. на кухне – я уже успел перебраться в один из бывших церковных домов – сидят две молодые женщины, беженки из-под Ленинграда. Их дети голодают в соседнем колхозе. Они все давно уже не ели, как следует… Если им никто сейчас не поможет, они убьют себя и своих детей. Печать отчаяния уже легла на их глаза. Одна из женщин с интеллигентным лицом – она впоследствии оказалась квалифицированной сестрой милосердия – беспомощно наклонила голову, как в ожидании приговора. Ноги закручены в тряпки. Они давно промокли от снега. Я смотрю на правильные черты ее заплаканного лица, и передо мной встает образ всей многострадальной России, образ русского горя… Мне удалось им помочь.
Дети расстрелянного профессора
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjGahtR4QHn5YSFKTRVq29pOhV_M1oIR-PfghNaR1cJDC41zrJzawDXfcfuKUzz9zLxj51n_nGDKHQt4lRPN3WOhxzE9v9Ksg1kTpU2zTf7JSwTSJ_wy0VwcjrJiQHA8TvOBZoIaKW1rS0/s320/1-aaa00100_virgin_of_pskov_pimen_sofronov_453x600.jpg)
Иногда дети вспоминали о своем детстве, о жизни в Москве. – Иду я с папой, – рассказывала старшая, – по главной улице Москвы. Навстречу нам – старенький священник. Я уже была пионеркой и сразу же крикнула: «Поп! Поп!» Мой отец – в свое время он был верующим – резко обрывает меня и требует, чтобы я подошла к священнику и попросила… прощения! Красная от стыда и волнения, я подхожу к нему, а сама ломаю голову, как же к нему обратиться: «Товарищ поп»? Можно ли так?.. А когда мы шли уже во время войны по деревням, нам во многих домах не давали хлеба; мы с сестрой решили помолиться, как это часто делала бабушка. И вот, подходя к одной избе, мы с отчаянием первый раз в жизни помолились – сказали: «Господи, помоги!»…
Встречи с военнопленными
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj67ZXn2VP5cIlVFxTYBzPh8zg-kQ4mumji1vbIANg_INDD-sK7qxxELDRO_b6y7KAnAl6nd9p7cicODXnhHuaIdIhOJc6M_obASDHRP4htRgVZqcGJXn3xdJsc3-dBI-ONUu69GITSinI/s320/patisanmothergerasimov.jpg)
Добился я и разрешения совершить для военнопленных Пасхальное богослужение. Правда, оно, по требованию начальника лагеря, было совершено в храме, откуда предварительно все остальные должны были выйти; двери храма охранялись вооруженными солдатами, но, тем не менее, человек 300 военнопленных, по личному желанию, наполнили наш храм, и для них было совершено специальное Пасхальное богослужение. С каким волнением я его совершал. Я произнес слово, в котором убеждал их не падать духом, помнить, что их матери молятся о них… При упоминании о матерях у многих на глазах показались слезы. Со слезами на глазах слушали военнопленные и радостные пасхальные песнопения. Оделяя каждого не одним традиционным, а четырьмя-пятью яичками – их принесли накануне верующие люди, как только я объявил им о богослужении для военнопленных, – я приветствовал всех обычным: «Христос Воскресе!» И все, как один, отвечали: «Воистину Воскресе!» Это были бойцы красной армии, попавшие в плен в 1941-1942 году.
Как-то иду по улицам К. Какой-то вертлявый подходит и, вкрадчиво, вполголоса, предлагает мне свои услуги в качестве осведомителя. «К вечеру каждого дня Вы будете знать, что делается в городе»… Брезгливо отказываюсь от этих услуг.
Освящение храмов
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgkHwt1QSAFh9NeYHjRLn8cmka3bnNbAHvcWilEFO5MRw_T8f2C84WGfxlvIniYUB1Usxdk-TLtfCHpTqtm1fSRStBqGVPvtYO-OSFzRUnzXaRSIxnBt2x5FPZWJfI6PusbplWSoKv2MHA/s320/1-aaapskovresurrection.jpg)
Молодежь
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjizCin3W_6Hz6RGbtA4qK3DZ-h2rF7P8Hbc5Qh5WHNA_q5V_cE_2mAhyUv0ORBuU_SjTbCGnGZSV5hA9_1Avh8N0wHHwIdcVKI7D1HSjuzP1Db2_OBzCTqWRaSMiNT7j08iCG_fTAtNjY/s320/kobuladzencaucasusgreatpatrioticwar.jpg)
…Вспоминается мне и другой юноша – колхозник, у которого годами болело ухо: в процессе гноения накапливалась дрянь. Из года в год он уезжал лечиться в Л. Но вот пришли немцы и он остался в беспомощном положении… «Когда боли усилились до крайности, я стал, как никогда, молиться. Я дал обет читать ежедневно акафист Спасителю, пока не пройдет моя болезнь. Долго я молился так. В один день рана сама раскрылась, гной вышел, и я исцелился. Но я так привык читать акафист, что продолжаю его читать ежедневно. Ну, конечно, если весь день работаю на поле, тогда я его не читаю»…
Отношение населения к нам
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhP60hgS51KJ8bsUfZOXOYxt5fuHFnebV9v-bXlLA4BMC6XNKilBX-teVjx4ErzO3pl974npK88HJNQrP9G99UgBKSK5T9Q1o1xGHJFuwtv6hVj8Vx-Be8uks3i1-T8aWbSZ_ln0WEFWh8/s320/russianpeasantssmproskudingorsky.jpg)
Не так вежливы были «завоеватели». Немецкие солдаты часто входили в наши храмы в головных уборах. Неоднократно я им предлагал снимать фуражки или уйти. Когда же я был в облачении, я просто приказывал: «Вон!» Между прочим, немецким солдатам запрещалось присутствовать на наших богослужениях. Но немцы, тем не менее, пытались проявить себя и в церковной жизни.
Директивы из штаба Розенберга
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg9COCtzrAgVwwfrO3PNdTl90Ww13-s6KtokSI3x5CPdODu0MUU3sB2HoakGp7vUCN7Ng4YYJnWLlbTgi01sZJL___ZYE7PDxhzRUQkQJ4_9dfphTdq6j22DT8JYb9L2CAyzvpGHi020q8/s320/1-himmler.jpg)
В ожидании ареста чинами гестапо
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiynqAVCRlK73xw8k1ZZ_40xxjjIJNvOtGBoiiuijuq8MxlrMTK_p5T28ZuSxvslPXIPtTkKp0SL-xi-fZr5tOHG5c9smT52UFr_GmWFCdxydSS-tV4vJo0WhHyTEnuMP0nyG0y2Wx8Ohg/s320/Executionatbabinyarfelixlembersky.jpg)
Совершая отпевание в старинном храме пятнадцатого столетия, при стечении множества возмущенных русских людей, я произнес проповедь, в которой изобразил весь ужас преступления, которое становится обычным явлением в так называемой «Второй Европе». «Если мы будем молчать об этих преступлениях, камни будут вопиять к небу! С такой Европой нам не по пути!» – закончил я свое слово среди слез и рыданий людей, наполнявших храм. До вечера я ждал своего ареста чинами гестапо, но меня не арестовали. Вероятно, очередной массированный налет на город советской авиации отвлек внимание от этих страшных похорон. Мое пастырское влияние с этого дня особенно усилилось. Я стал до конца своим!
Закон Божий в школах района
Школ в моем районе было до сорока. Осенью 1942 года начинались занятия в них. Я озабочен, как же будет с преподаванием Закона Божия. На днях должна состояться учительская конференция. Приглашение на конференцию я не получаю. Меня это мало смущает. Я и без немецкого приглашения буду отстаивать интересы верующих людей. И действительно, я являюсь на конференцию «непрошенным гостем». С интересом слежу за прениями по поводу новой программы. В зале человек около ста подсоветских педагогов, преподавателей начальных школ. Программа продумана обстоятельно, но в ней ни слова о Законе Божием. И это будет школа, которую будут посещать дети моих благочестивых прихожан. Я беру на себя смелость взять слово по вопросу о программе. Я говорю о том, что русский народ всегда был религиозным, что все, что я здесь видел, подтверждает мой тезис. Кто может его оспаривать?
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgszkdPDsy3onNfc119eyKPooFoANctxsx8KZwzTZ5CP0-VrMmdMGoO6UXTtmsKNMPrNpV-pc2OBIglyeR3E9pC2ueNg9f32MnWqAyu8Uon0gSgrlYE9MX0pGmCob46DN0g2VgtOxAy_sY/s320/1-aaapskovkremlin.jpg)
* * *
Городские школы и пригородные я взял на себя. Для остальных я лихорадочно разыскивал подходящих лиц из остатков прежней интеллигенции. Постепенно во всех школах появились иконы, молитва перед началом и после уроков и преподавание Закона Божия дважды в неделю. В связи с введением в школах Закона Божия я вспоминаю, как ко мне пришла одна молоденькая учительница из какой-то глухой деревенской школы с просьбой поручить ей преподавание Закона Божия. Зная, что туда мне некого направить, я в принципе согласился, но тут же решил проверить объем ее знаний в таком специальном предмете. Молоденькая учительница откровенно призналась, что она лично ничего еще не знает.
– Но как же вы собираетесь преподавать Закон Божий детям? – удивленный, спросил я.
– Я буду прежде сама учить урок, прорабатывать материал, а потом буду его пересказывать детям…
В условиях фронта, полного разорения, нищеты и голода такая «система преподавания» показалась мне возможной, и я согласился. На прощание я подарил своей «законоучительнице» маленькое Евангелие. Через несколько недель она снова посетила меня. В разговоре со мною она верно и уместно цитировала слова Спасителя. Евангелие, без сомнения, ею было не только прочитано, но и добросовестно продумано. Родители ее, впрочем, были верующими людьми.
Еще о детях
Я уже говорил, что моими лучшими друзьями в России были дети. Работа в школе была самая благодарная. В О. у меня был маленький приятель лет восьми – Коля. В лютую зиму 1942 года я привел его к себе в дом – погреться. Не надо было его ни о чем расспрашивать. На лице его было написано внятно одно: хочу есть! Накормив его, я узнал, что «немцы стали теперь худые. Раньше, когда они вперед шли, так и денег даст и хлебца… А теперь им – капут, и они только ругаются, когда у них что-нибудь попросишь»… Мы сшили Коле пальто. Первое пальто по его росту. Надо было видеть, как сияло его лицо. С тех пор ко мне он прилепился окончательно, выстаивал все длинные наши богослужения в холодном соборе. Читаю покаянный канон св. Андрея Критского. Мальчишка стоит подле меня на коврике, но замерзает явно. Шепчу ему:
– Иди домой!
– Не, постою маленько…
А канон длинный-предлинный. По-приятельски Коля шепчет мне на ухо:
– Долго еще будешь читать?..
Милый мой мальчик, где ты, мой верный и преданный друг?..
Ираида
Лет десяти. Я нашел ее больной, лежащей целыми днями в нетопленной комнате. Отец коммунист, ушел с красными. Мать работает весь день у немцев – моет полы в немецких казармах. Узнал, что девочку не крестили. Стал ее подготавливать к святому Таинству. Скоро она поправилась и стала выходить на улицу. Как-то встречаю ее на улице, спрашиваю:
– Когда же крестины?
– Еще нельзя…
– Почему?
– Платье не готово…Когда было сшито платье, я ее крестил, рабу Божию – отроковицу Ираиду. Последние молитвы. Приветствую: «Ну, вот ты и христианка!» Быстрым движением она бросается ко мне на шею и крепко благодарно целует меня. Этой благодарности мне не забыть. Здесь я могу только повторить слова одного из наших известных священников: «Какая радость быть священником»!..
* * *
Мне пришлось потом бывать в других местах, и всюду я встречал детей, близких к Богу и к Церкви. Мальчик четырнадцати лет, приносивший мне обед из городской столовой в Пскове, – это была тема для Нестерова. Такой же кроткий, благоговейный отрок Варфоломей, будущий Игумен всея Руси, Чудотворец Радонежский!
Все эти Коли, Миши, Пети, Ильюши наглядно свидетельствуют о том, что душа русского народа не отравлена, не загрязнена до конца ядом неверия, государством насаждаемого, и что цветут еще во славу Божию эти прекрасные «крины сельные» – полевые цветы – кроткие, чистые души на просторах Святой Руси, несмотря ни на что!
И сколько таких душ на Родине! И как они ждут воскрешения четырехдневного Лазаря – возрождения несчастного русского народа. И, Бог даст, дождутся. Такая вера подлинно творит чудеса.
* * *
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjKniocHZqK7spYLd9bAjpHr5JL8ybm_ph3p9e42U6-89VPu7Kr7m5sMrhjRHOLHi8bq9sp_skGpFizT7_tjvZ5eKpB3F_oqrl-P6WIkqaL22ZMgIliKzSrujHPQvWIqulqnU0jEJ5gJLg/s320/defenseofpetrograddeineka.jpg)
Февраль 1952 г.
--------------------------------------------------------------------------------
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgvjCMoaMNk6DyfBfTUQg7D0YUbHkux7_5MIaQqhO8T45tGyxVjjsETaCyQTITHxZPmeAwXDaIL6vWXyINuCgHcMBmem7uu5zZ4eF3Lh4WH6NWdj5j7TUJIfuECcI45555NhACAE_dj7yk/s320/Downtown_Minsk_After_WWII.jpg)
[2] Протоиерей Сергий Ефимов (1878–1967), первоначально возглавлявший Псковскую миссию с 17 августа по ноябрь 1941 г.
[3] Протоиерей Сергий Ефимов.
[4] Речь, вероятно идет о прот. Иакове Легком (1906-1982).
[5] Заведующий общим отделом Восточного министерства Лейббрандт, специально обследовавший район Пскова с медицинской точки зрения, в донесении министру Розенбергу в ноябре 1941 г. писал «о крепости русской семьи и о высокой морали русской женщины, поставившей «в очень трудное положение» немецких солдат и офицеров своей недоступностью» (Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. 1981. № 2 (14). С. 152-153).
http://www.pravoslavie.ru/smi/1867.htm
No comments:
Post a Comment