![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjGYoZsYnDJeBscfp1ClcDwtBspuKiyQFr1qA4k5aqxUcw49nP7b7q5Z0V3UYMUo_sk2AlSZUfj0FTk7t7HdeywkwP1av5ClgMoKDWQy5gKycQlc_c87MFoBDSrQk7ErK13przoqp1sG_Q/s320/1-aaapokrov.jpg)
ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ИНОСЛАВНЫЕ ЧЛЕНАМИ ЦЕРКВИ?
Будучи православными, мы веруем, согласно Никео-Цареградскому (381) Символу веры, «в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Согласно непрерывному догматическому сознанию всего исполнения Церкви, то есть согласно ее самосознанию, этой единственной Церковью является Православная.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiEGG0HaV1uPu0pXdQFtQuOw4h9HJUncUIbukSIhvaT6J9Wi2pQp550Xf2uNqGo9b4I57UME-JNz_M2GwYmce1fPxuu8a7cMCTn_dN-CcEjAOHQBpYpThyBGBFriYJWUZxSQaH7TaZl0Cg/s320/1-aaaecumenist3.gif)
Исповедание Символа веры о том, что Церковь суть «единая», означает, что это есть основное качество, удостоверяющее ее сущность. Практически это означает, что Церковь не может разделиться, раздробиться, потому что она суть таинственное тело Христа. И Христос, как глава тела Церкви, не может ни иметь много тел, ни иметь тело разделенное. В теле Христовом была побеждена и самая смерть. И тот, кто обретается в теле Христа и пребывает в нем живым через богодейственные таинства и по любви соблюдения заповедей, переходит от биологической смерти в вечную жизнь Триединого Бога. И так же, как виноградная лоза не сможет выжить и принести плод, если будет отсечена от ствола, таким же образом и отсеченный от Церкви верующий или же целые общества верующих – независимо от их численности – не могут ни во Христе существовать, ни составить другую Церковь.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjiJaXdFTaV0ZnYazvVmVoa8_xb_D_R8scFY7ff_NaO91ED6JXoJmkemsVO0wgFY_FjFtUpqp5TrJnYjFmVvj1OOok9K29tQnq_0WdoLzBbZGm_s0dlH89ZkiViZNJVh_306YafASkVWHY/s320/1-aaaorthodoxchurch.jpg)
Вера Церкви суть богодухновенная и непреложная, а не результат переговоров и договоров. Согласно ее конкретной вере, не могут существовать многие или разделенные Церкви, потому что это являет собой противоречие между определениями «единая» и «множество» или «единая» и «разделенная». Понятие «разделенная» отвергает на практике веру в реальную сущность Церкви, ибо только как единая и неделимая Церковь она может быть воспринята на основании православного самосознания. Когда кто-либо, согласно с его совестью, ведет речь о разделенной Церкви, это суть отречение от веры Церкви, отрицание своей принадлежности к ней и к ее самосознанию. Что касается православных, у них нет никакой психологической проблемы по поводу своей принадлежности к истинной, единой Церкви по причине отсечения от тела Церкви западных христиан. Безусловно, православные христиане переживают, молятся и не остаются безразличными к их покаянию и возвращению в лоно «единой, святой, соборной и апостольской Церкви».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjxA3t6AUmfs3A46CREiYMMgsiUAx8R38Uz8s7jk47EKPIR0XGe5i-aIeOyWxJjkwbjgJur2PuI6szrW5iwqkf_Rs5gh7zR9nGlyVJ2Oq2__nxmsXl9D1f9aII2X3JoqQmiibeul_4gCv4/s320/1-aaaiconostasis1.jpg)
Апостольская вера
Воцерковление и последующее пребывание в таинственном теле Христа – Церкви – невозможно без предварительных условий. Оно предполагает в обязательном порядке и без ограничений принятие и исповедание апостольской веры – так, как она была истолкована и определена Вселенскими Соборами Церкви.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgZNURHC4WJ5bmKFOX-5NvzL7Y78fPLKi5V7runkJZU1L-5T3WIfXzX1w4cYt_yHsXadWqmprCtrUHr9oA1YDzb_BC6_FA1zmsZ2JmdbfMrw0z0m9_T_FyzGP8EIY8uMdZ0cg1RY7yxQ5E/s320/1-aaaecumenist2.jpg)
И если кто-либо из верующих, независимо от церковного чина, который он имеет в теле Церкви, или совокупность верующих, независимо от их численности, нарушат, будучи убеждены в своей правоте, законоустановленную веру Церкви – отсекаются от тела Церкви. И если они имеют какой-либо священнический сан – лишаются его, мирские же отлучаются от сообщества верных, согласно постановлениям Вселенских Соборов. Это означает, что они не могут принимать участие в таинствах Церкви и причащаться.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiyTUTrORruyUSyH9Whg1SMsr7tWu7IQt3zfmJqxEdIb6t9HjSQQDMsq8xasg5qk5uzlzDBfX3kkADXt1xrc3qBTx-c93VG_zpLZzgqlTJBd9UVRlwqbiMrR7XDLWbTIpbm4RGV9YJ8QXE/s320/1-fatima1.jpg)
Римо-католики отпали от Церкви официально в XI веке. В 1014 году они ввели в Символ веры свое ошибочное догматическое учение о Святом Духе – известное Filioque. Согласно этому учению, Святой Дух как Божеское лицо существует, исходя и от Отца, и от Сына. Это догматическое учение римо-католиков отвергает апостольскую веру Церкви в Бога Троицу, поскольку, согласно евангелисту Иоанну, Дух истины «от Отца исходит» (Ин. 15: 26). А III Вселенский Собор в лице своего председателя святого Кирилла Александрийского, говоря относительно Символа веры, определил, что никому не позволено ни добавить, ни убавить ни единого слога от всего того, что было изложено в Символе веры. Все последующие Вселенские Соборы утвердили это постановление III Вселенского Собора.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhrczshpRsUibcZ5lud5ToaJbm9Vb76MjdOZNBqUfOr97q2KKv8iuG_QjN1HaYNs_dsYUxHt0W9MYS3dAIOXPkcxpRS5GScejIFl2nt2osaT5dCo-dW0UYdcCW41z1lCvcJuzcDPoeqjJw/s320/1-aaaecumenist.jpg)
Итак, очевидно, что римо-католики (а, следовательно, и протестанты, которые восприяли Filioque) отпали от апостольской веры Церкви. И посему было бы излишним приводить здесь все последовавшие нововведения в веру со стороны западных христиан (такие, например, как непогрешимость папы, мариологические догматы (непорочное зачатие), первенство, тварная благодать и т.д.).
Апостольская преемственность
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjzttT1rcOjj-SR3lIbTVolbs2i4trj6tL1I-uVufNO82oSV8QtctNNLwsLyh36QWmWKAcaGo0kN6Jej5DtpR1SoF4GCXumaVHfipjvFDBcCx3x0qfqako5_plJOMeekrfqZEW7AcOafz0/s320/1-aaaaaaHolyApostles.jpg)
С апостольской верой неразрывно связана и апостольская преемственность. Вся суть апостольской преемственности раскрывается только в теле Церкви и в обязательном порядке предполагает апостольскую веру.
Говоря «апостольская преемственность», имеем в виду непрерывное продолжение управления Церкви апостолами. Продолжение это носит харисматический характер и обеспечивается передачей духовной власти апостолов епископам Церкви и через них – священникам.
Способом передачи духовно-апостольской власти епископам является рукоположение. Итак, если кто-либо из епископов был рукоположен каноническо-церковным путем и впоследствии окажется вне Церкви по причине своих заблуждений касательно веры, то теряет и апостольскую преемственность, ибо она существует только в таинственном теле Христа – в Его Церкви.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjNitjULpkkBHclDYQ6rl4jjyOevENQK8Qj0N52p04Lm_TwzR3KmSTKGK-mTqy4SoNazFynlb6l2l5DYJksOOwYdhaqSJZXvKSe2VcuaBRXB-N82UDdg9k8NbcFu9YNyMLbTiNfMtVE-ds/s320/1-aaaviadolorossa.jpg)
Следовательно, если кто-либо из епископов или же какая-то Поместная Церковь в полноте своей – независимо от численности ее членов – отпадут от веры Церкви, выраженной непогрешимо на Вселенских Соборах, они теряют апостольскую преемственность, поскольку они уже находятся вне Церкви. И, раз прерывается апостольская преемственность, не может быть и речи об обладании или продолжении апостольской преемственности в отпавших от Церкви.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjwBXFgBD361aQuJf7E2Za3eEQT26hZ0QpSWlkQ_SeK4C4U2IP0UpKGzVEFcDxddLNQnWiNedsjziOr2N1F6kZBiWriD9M1_pqmczzY0AIrSkD8-WrkacjpKHvzWDvi74j4eUYncdz2GvU/s320/1-aaaShipwreck.jpg)
На основании всего сказанного, сам Римский папа, а также и вся совокупность римо-католических епископов лишены апостольской преемственности, поскольку, лишившись апостольской веры, отпали от Церкви. Следовательно, разговор об апостольской преемственности вне Церкви не имеет никакого научного обоснования, то есть не имеет никакого отношения к богословию.
Священство и прочие таинства
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi5fCyrGE-Y7qK0QgvMiFiZG0IHJN73SsT4-rHCZTOur4VVqZbuH7iu5tRyN7skTlHt4OdTvxfQWU-XITPnsM2sq1w4vk62LnlB5-EccXL6fiEQD0TWb_bGS2OG0X6AMjAvjqAzgsZa6fc/s320/1-aaaecumenist4.jpg)
Священство в рамках Церкви – это священство самого Христа, ведь Сам Христос совершает таинства своей Церкви через епископов и священников Его. Священство предопределяется непрерывным своим продолжением от апостолов, то есть предполагает апостольскую преемственность. Священство предполагает Богочеловека Христа как священнослужителя в Своем мистическом теле – Церкви. И, наконец, священство Христа имеет место быть в Церкви и дается Самим Христом через Церковь Его и для Церкви Его. Автономного священства и автономных, не связанных с Церковью, таинств не может существовать.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgW9-XRVf3OjHo85WUARMa0K3jTDyTVhr95USlCTgA4g-ztLwirgD3eVTVTcOznZyiRRCfVhDWW41tWNyMhGjkGVH2lEwjPiUuMzQ2brCrPtyS3lZVM0S9OfLelpjojgGWyiydtui97ZhY/s320/1-aaacrownofthorns.jpg)
Священство, как, впрочем, и все таинства, обнаруживает литургическое явление Церкви (Церковь являет себя в таинствах, согласно святому Николаю Кавасиле). Это значит, что для того, чтобы существовали таинства, необходимо, прежде всего, наличие Церкви. Таинства можно было бы сравнить с ветвями дерева. Живые ветви, цветущие и дающие плод, могут существовать только тогда, когда они суть органическое продолжение древа, то есть когда они онтологически связаны со стволом его.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgmT9UIDNU0YNFgt_fdADiGUKXpZz75O6Tw0mG6HxvhYtRULYAYCu7JHQ3kNOML19Dg801s2H2U6JfhK8Gu24r-dAMlN_F4NeqHS9pGaoScwzCn9HkaFwl-ADmS-RnqurpDpqJa8JjIRDg/s320/1-aaaecumenist5.jpg)
С богословской точки зрения, уму не постижимо утверждать, что инославные – римо-католики или протестанты – имеют хотя бы одно таинство, например таинство крещения. Фундаментальными вопросами, которые необходимо поднять в этом случае, являются следующие: кто священнодействовал, совершая таинство крещения? где приобрел свое священство священнодеятель? кто дал ему священство, ведь его дает только Церковь? И каким образом может быть Церковь у инославных, которые посредством догматических заблуждений своей веры отпали от нее?
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj6c_dVnZPUwTmSUVt_2bofpUkZ_lpESRNFFlIz3wK1eK9ombNW0qYjabkJ_yIBfcF2Kex5CvobLs48CPLi9cNm7jinZcO35agPlAdGUx8I6_0BT_MTrC7FtZb2Ihs1dDfgpeHVEXiewoc/s320/1-aaaecumenist1.jpg)
Теория «двух легких» Христа
Эта теория порождена католичеством. Согласно этой теории, легкие Христа – это римо-католицизм и Православная Церковь.
К несчастью, сегодня эту теорию удочерили многие православные иерархи и мирские академические богословы, по всей видимости абсолютно не исследуя ее. Потому что эта теория, рассматриваемая с православной точки зрения, является не только не обоснованной богословски, но и в буквальном смысле слова суть богохульство.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjc2HSrI5I0kQN2EhBS45WBKSerlnBanRjSgl5TnFIzbgsgpqjlZUUIRqnDgtUkhcHqQvoj2n26pHc7hRAQ4VxA5euUO7otGyxejJdhlMducCbWZfxLlJLDBxo-Rm5K56FI9FMdD-aP1Lg/s320/bn19321_8_b.jpg)
Православная Церковь онтологически отличается от римо-католицизма по чисто догматическим причинам. Православная Церковь считает, что только она сохранила характер Церкви как Богочеловеческого тела Христа. Римо-католицизм вот уже тысячу лет как отпал от Церкви Христовой.
Впрочем, поскольку Церковь, согласно Символу веры, суть «единая» и цельная, богословски совершенно невозможно уразуметь, как по вышеупомянутой теории Православная Церковь и римо-католицизм могут быть подразумеваемы под «двумя легкими» Христа, то есть как некие равнозначные члены Его тела. В этом случае следует считать, что все прочие члены тела Христова или остаются не обоснованными экклезиологически, или покрываются экклезиологически другими, помимо этих двух, Церквями. Что-либо подобное, однако, направило бы нас напрямую к удочерению протестантской экклезиологической «теории ветвей» (Branch theory)[1]. Что является абсолютно недопустимым с православной точки зрения.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgO0z7wvVZdO0KSas813M11XMfoegm_ILUxnGG5fYvYc2JNGrGKZe7TDAEHVLVRseisK281WoTIGhsKTnMpe5UjaXv-2dY65VFuI3cVaULz2tmutcjJTmc1pFrepL6l9OJvoMjtYzyDTPQ/s320/1-aaaecumenist6.png)
Является богохульством вышеизложенная теория римо-католического происхождения о «двух легких» Христа, когда таковая бывает удочерена Православными. И в полном смысле этого слова является богохульством, потому что вводит в состав безупречно чистого тела Христа римо-католицизм как органический Его член – то есть как одно из Его легких, в то время как римо-католицизм страждет онтологически как существующий вне Богочеловеческого тела Церкви.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgD8MTUIjS8c_FZkO3TrIbSV1HTH1FtDOU7GZEjZFHV1GFjjwu_peYr16ysDBRjevsxSoJfPhrp9YJ_rLfTZ6heCpdLob04fgbuaaDgZGcWYzlLTC-S2F6Rm7G8HLvrrBPZbPHHnEstR98/s320/1-aaasspeterpaul.jpg)
«Сестры Церкви»
Прежде всего, определение «сестры Церкви» является абсолютно не обоснованным вплоть до неприемлемости. Богословски необоснованно, когда оно используется для выражения связи между Поместными Православными Церквями. И совершенно богословски неприемлем этот термин, когда он используется для определения онтологического характера Православной Церкви и римо-католицизма.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhVx6AyVBUgV8c__EajOJb7VaYjYbYi2ZRjt3umW7RWAFqPXLGJH_R_DyhZ8RcH4jjvze4yoKAgwCNNBU9Yf-20JHFaSiwbVrH6xU2EoOjiTiAyGnEny0aBmSC5QMV3Nxczb39uRULUwgU/s320/1-aaapantocrator.jpg)
Термин «сестры Церкви» не имеет библейского фундамента, да и в принципе не был узаконен. Когда апостол Павел ссылается на различные Поместные Церкви, он не называет их «сестрами» и никак не подразумевает существование какой-либо Церкви, являющейся «матерью» этих Поместных Церквей, имея полное сознание того, что Церковь одна и имеет кафолический характер в смысле целостности истины и жизни ее, а главой Церкви является Сам Христос. Так, когда апостол Павел обращается к какой-либо Поместной Церкви, он использует стереотипное в этом случае выражение: «Церкви Божией, находящейся в… (например, Коринфе)». Это означает, что явление всей полноты Церкви может происходить во всяком месте, где существует евхаристическое общество верующих во главе с их епископом. Само собой разумеется, что единство Поместных Церквей гарантируется их общением между собой в той же вере, образе жизни и церковном порядке. Единство Поместных Церквей застраховано на практике Собором их епископов.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhVyCKGn9g7ZKnvKWYY9A3Z4n_4PAYPq_BGpbb0wEOVEqldUxm-c0ElMvD136mvWMCBGG_0vrPHMNFLkh4mNTmVTdnVlK9binP4mce82WQKR_WPYGCyeXo4a9PVnRYqsVd3tZ-I2r2BMyU/s320/1-aaapascha.jpg)
Из всего сказанного становится понятно, что раз единомыслящие Поместные Церкви в рамках Православия не узакониваются богословски, когда называются «сестры», сколь же более не существует богословско-экклезиологического обоснования для названия «сестры Церкви» по отношению к Православной Церкви и римо-католицизму. Впрочем, римо-католицизм не может буквально называться Церковью после 1014 года, потому что с тех пор существуют наложенные на него епитимии Вселенских Соборов и отпадение от Богочеловеческого тела.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiV82hz2zDOdpDC3uvzJXJCF7bJzdt8-8mE1CTuWnHEIKy6cMKZjW6IUgUuZCChftwcaCD77uPPHChdwKAtWOSSExTQATkDUu3v-wd0uBcMeh-ylhn3Dlgcj5rS6x4GFUhNSBF7esUKmSs/s320/1-aaafatima.jpg)
Здесь необходимо заметить, что снятие вышеупомянутых епитимий не может быть совершено никаким учредительным лицом Церкви, каким бы высоким ни было его положение в церковной иерархии, но единственно Вселенским Собором. Но и это может быть совершено только в том случае, когда будут устранены догматические причины, по которым, по сути, и отпал римо-католицизм от Церкви.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgErRcaoyUrwBQc0N2qZ6u_xYgsYA1BYfTBgIUV-BsfUGnkWc8dFpIHi9DcushGgFDC924dhvPLxJAuGj3jAaMhMzY6PXU71tehtRGiDFpWipDyC1uNKyyyxvP5edrXMHJS5LW0CnSFtLM/s320/1-aaaecumenist7.jpg)
Итак, очевидно, что официально с 1014 года римо-католицизм не является Церковью. На практике же это означает, что он не имеет правой апостольской веры и апостольской преемственности. Не имеет нетварной благодати, а стало быть, не имеет богодейственных таинств, учреждающих Богочеловеческое тело Церкви «обществом обожения» человека. И поскольку Церковь не может не быть единой и неделимой вплоть до полного завершения, всякое христианское общество вне Православной Церкви является еретическим.
Перевела с греческого монахиня Дионисия (Вихрова)
Статья была опубликована в журнале "Εν συνειδήσι", 2009, № 6, с. 78–83.
Димитрий Целенгидис
Профессор догматики Богословского факультета Фессалоникийского университета
22/03/2010
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=559&did=2328
No comments:
Post a Comment