Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».

Wednesday, April 28, 2010

«Если человек благодарно принимает все, посланное Богом ― он иначе воспринимает мир» ― игуменья Серафима (Шевчик)

26 апреля 2010 года за свой труд, посвященный Великой Отечественной войне, - книгу «Молитва о победе», на открытии Международного кинофестиваля «Кинолитопыс-2010» игуменья Серафима была отмечена почетной наградой «Рыцарским орденом Маэстро». О своем пути к Богу, о вверенном ее настоятельству Одесском Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре, написанных книгах и любимых авторах матушка рассказала в беседе с корреспондентом "Православия в Украине".


― Как-то знакомая медсестра и поэтесса поделилась воспоминаниями, как в детстве дружила и любила одного парня. Их пути разошлись, но столкнувшись через несколько лет с молодым священником Александром (Мень), узнала в нем того друга. Она не могла поверить, что он, с которым не так давно еще бегали в парке, выбрал именно такой жизненный путь. Матушка Серафима, а как вы пришли в монастырь?

― У меня мама верующая, и я с детства ходила в храм. Хотя это было советское время, и власть преследовала молодежь, которая ходила в церковь. Большевики строили коммунизм, который так и не построили, но веру не искоренили. …В храм я ходила в городке Умани, откуда родом. Иконы, благодатные службы, священник, который был очень хорошим проповедником, хороший хор, хотя тогда старались не допускать профессионалов. Все это, конечно же, влияло на меня, ребенка еще, благодатно. И я выбирала между той идеологией, которая господствовала тогда в государстве, в которой мы все росли, и между верой в Бога. В конечном итоге поняла, что, к большому сожалению, власти сами не верят в те идеи, которые навязывают огромным массам людей. Я поняла, что эта идеология является искусственной. Вот вера – это то, что живет тысячелетиями, что имеет гораздо более глубокие корни, и поэтому вера начала пускать во мне корни, несмотря на то, что большое влияние имела и окружающая среда, и атеистическое воспитание. Нам говорили, что вера несовместима с наукой, передовым мышлением, оказалось же, что вера как раз отвечает потребностям человека, отвечает на вопросы о жизни, о смерти, о предназначении человека на земле. А господствующая идеология на эти вопросы отвечала формально. Да, у нас был моральный кодекс строителей коммунизма, но ведь все это было взято из Священного Писания. Поэтому вера стала для меня главным в жизни. Монастырей было немного в советское время, но они были. Я пришла в киевский Свято-Покровский женский монастырь, который находится на Лукьяновке. Матушка игуменья Маргарита приняла меня, дала мне послушание, и я влилась в семью монашескую, с большой любовью приняла этот путь.

― Вы настоятельница Свято-Архангело-Михайловского монастыря, расскажите о нем?

― Наш монастырь был основан в середине XVIII в. графом Михаилом Воронцовым, тем самым купцом, меценатом, которого Пушкин так нелицеприятно воспел. Он построил этот монастырь в честь Архистратига Михаила, ведь и сам Михаил, хотя церковь нашего монастыря начала строиться еще раньше. Одесские негоцианты, которые начали строить церковь в 1828г., не могли тогда закончить из-за начавшейся Русско-Турецкой войны. А в 1841г. тут уже были построены корпуса для монахинь и училище для девочек-сирот. В этом училище, кстати, преподавали Антонина Нежданова, Петр Катаев, его брат. Мы знаем, что из семьи Катаевых вышли двое знаменитых писателей – Евгений Петров и Валентин Катаев. Кто хорошо знаком с творчеством Валентина Катаева, знает такой рассказ «Волшебный рог Оберона», где он вспоминает, что его отец преподавал в женском епархиальном училище. Это именно училище при нашем монастыре. Здесь также училась писательница Днипрова Чайка, очень известная в к. XIX в. Мы также нашли в мемуарной литературе, что здесь училась жена Хрущева. Сын Хрущева пишет, что его мама из Западной Украины, и во время войны ее семья вынуждена была переехать в Одессу. Здесь она окончила наше женское епархиальное училище, а затем уже вышла замуж за Никиту Сергеевича Хрущева.

У нас в монастыре до войны была больница, трапезная для бедных, было 110 га земли, где сестры сами выращивали себе хлеб насущный, было около 300 монахинь, а это немало. Здесь жили многие подвижники. Например, Иннокентий Херсонский, который сейчас канонизирован нашей Церковью, и другие святители. А потом, в годы революции, наш монастырь закрыли, и монахини разбрелись кто куда. Некоторых репрессировали.

Мне рассказывала наша монахиня о ее тетке-монахине, которая в те тяжелые годы работала на производстве в две смены. А затем в день зарплаты накупала всяких снадобий, набивала ими корзины и ходила в тюрьму к заключенным, кормила бедных детей. Так она свое монашеское послушание, не имея возможности нести его в монастырских стенах, несла в миру. А когда пришли оккупанты, открыли храмы, среди которых был и наш монастырь, и сестры вернулись. Немцы хотели тогда поставить свою игуменью из Румынии, но наши войска уже приближались к Одессе, и румынскую игуменью не прислали. Сестры тогда выбрали нашу игуменью. Ее звали Анатолия, которая здесь выросла в детском приюте.

В 60-х годах, когда к власти пришел Никита Хрущев, который был неблагосклонен к религии и говорил, что «скоро мы не увидим ни одного попа, потому что нынешнее поколение будет жить при коммунизме», начались снова гонения. В СССР тогда закрылось около 5 тысяч церквей, в том числе и наш Одесский Свято-Ахангело-Михайловский монастырь. Снова всех разогнали и открыли здесь туберкулезную больницу…

Открыли мы монастырь сравнительно недавно, в 90-х, когда Украина стала независимой. Сначала мы еще 5 лет соседствовали с больными. Соседство, конечно, было трудным, поскольку это была спецбольница для заключенных. Умирали они, как мухи. Моя келия была по соседству с моргом, и было очень тяжело это все наблюдать. Кстати, никто из сестер не заразился, хотя эти люди были больны уже последней стадией. Потом уже перенесли больницу на окраину города. Было все, как после войны - без окон, почти без крыш. Но с Божией помощью потихоньку восстановили.


― Сейчас много говорят о гендере, эмансипированной женщине. Вы, как настоятельница женского монастыря, поделитесь, как же нужно воспитывать современную девушку? Ведь женщина – это и мать, и жена.

― Думаю, что на этот вопрос могут ответить люди, которые уже прожили часть жизни, и с высоты лет могут нам рассказать многое. Как сказано в Святом Писании, спроси у пожилых людей, и они тебе подскажут, как поступать правильно. Они скажут, хорошо ли жить одному, без детей, без друга, без любимого человека, комфортно ли живется такому одинокому. Поэтому нужно воспитывать наших детей правильно. Сказал Бог, что мы должны жить по Божиим заповедям, так и нужно: дал Бог мужчине женщину, женщине – мужчину. Вот и люди, которые пытаются построить жизнь правильно, воспитываются с детства в таких здравых понятиях. Не бросаются, как говорят святые отцы, не резко направо, не резко налево, они идут царским путем, посерединочке. Поэтому я считаю, что те вечные ценности, которые нам даны, помогают правильно выстраивать наше счастливое будущее.

― Матушка, у вас огромная библиотека (оглядываясь по сторонам). Здесь и богослужебная литература, и филологическая, и книги по истории, живописи, архитектуре. Причем такие раритетные и древние издания, что многие просто мечтали их хотя бы в руках подержать…

― Библиотека – это подлинное богатство каждого человека. У меня была в жизни возможность соприкоснуться с несколькими библиотеками значимых людей. К большому сожалению, они попадали ко мне в руки уже после их ухода, потому что такие библиотеки в основном шли с молотка. К сожалению, их наследники не дорожили библиотеками своих отцов и матерей. И я помню, как одна из таких вот дочерей привезла мне книги своего отца. Ящики книг, книги отсыревшие, хранились где-то там в сарае. Я несколько дней потратила, что разбирала их, раскладывала на стопочки: это книги церковные (ее отец был церковным человеком), это светские, книги познавательные, на иностранных языках. И когда я листала их, передо мной открылся мир этого человека, я увидела его душу, каким он парнем был, как в популярной песне поется. И могу сказать, что сейчас таких людей все меньше и меньше. Самое страшное, что они уходят, и не воспитали, не смогли, возможно, плеяду тех, кто продолжит их дело. А ведь человек этим жил, он этим дышал. Когда такая библиотека попадается, великая радость, возможность, еще раз повторяю, увидеть душу этого человека, его облик, хотя он давно уже умер. И этот облик прекрасен.

― Вы автор более 10 книг о православии, истории, были признаны лучшим православным журналистом. Расскажите о своем творчестве, как вы приходите именно к таким темам?

― Конечно, мы пишем не по своей воле. Так как мы люди церковные, творим все наши дела по благословению, священноначалию. Например, книга «Пост от диявола» была посвящена 75-летию Голодомора. Это большой труд, я бы назвала его историко-публицистическим. Она создавалась около года и опирается на сотни источников: архивы, мемуары. Начав работать над этой темой, обнаружилось, что у нас HA Украине был не один Голодомор, а четыре. Голод 1921-1923 годов как результат политики военного коммунизма, так называемая продразверстка, когда приезжали в село и изымали все продовольствие до последнего зерна. Так действовали татары в средневековье. А преподносили это, будто изымали излишки.

― Да, говоря об этом голоде, вспоминаются картины, описанные Ю.Яновским в его новеллах о татарской девочке Фатьме, которая молилась о хлебушке и о маме перед иконой, на которой был изображен не Аллах, а Ленин…

― Юрий Яновский был очень талантливым писателем. Кстати, в этой книге я писала, что люди иконами Ленина ставили, но это не помогло, а диктатура большевиков смогла удержать в покорности народ. Огромные репрессивные меры смогли удержать наш народ от бунта. Мы собрали много архивного материала. Я помню: выступала по радио, и кто-то начал «лаятись», якобы, зачем писать о голоде 1921-1923 - у нас есть Голодомор 1932-го. Конечно, зачем говорить, лучше растоптать. Но Церковь считает, что это такие же мученики системы, как и те, кто погиб в 1932-1933 и 1946-1947 гг. Когда люди жили на трудодни, не имели паспортов, как крепостные.

Но после изучения материалов открылось, что у нас был еще один голод – во времена немецкой оккупации. Он был сродни сталинскому. Оккупанты вывозили все, что можно было вывезти из Украины. Эшелонами вывозили даже землю, чернозем. Гаулейтор Польши Эрих Кох доносил Герингу, сколько было вывезено, и это в миллионы раз больше, чем Сталиным. Тогда большие города - кто изучал тему оккупации, знает хорошо - теряли очень много людей от голода. А сколько умерло от голода пленных!

Вот такие в ХХ в. были ужасные страницы истории. Как же могла Церковь умолчать и не отреагировать? Ведь это наши соотечественники, и они умирали без погребения христианского.

Вторая очень важная тема – тема Великой Отечественной войны. И книга «Молитва за победу» посвящена юбилею Победы в Отечественной войне. В ней пишем, что виновниками были две стороны – не только фашизм, но и сталинизм. Два диктатора, две системы сошлись в схватке за весь мир. А кто победил? Победили ценности вечные, национальные, религиозные. Ведь Сталин, когда увидел, что начали проигрывать, начал прославлять князей русских, взывать чуть ли не к Библии. Эти находки новые все-таки заставили его повернуть сердца людей к патриотизму, к вере в Бога. Как-то мне рассказывал один ветеран. «Мама, я иду в бой коммунистов, помолись за меня Богу», - писал сын матери. Вот такой симбиоз. После войны многие пошли в церковь, открылись семинарии, такой бум религиозный. Сталин понял, что нужно провести вторую НЭП, только духовную. И война, таким образом, как бы стала вторым Крещением Руси. Кто верил, тот находил в себе силы совершить подвиг, а в ком веры не было, ломался, в ком не было этого стержня патриотического, духовного, того война сжигала безжалостно.


― А над чем сейчас работаете?

Сейчас я работаю над историей Киево-Печерской Лавры.

― Сегодня говорят о том, что дети мало читают, книги заменили ТВ, интернет. Можно ли как-то привить любовь к книге?

Отношение к книге поменялось кардинально. И, думаю, не стоит питать иллюзий. Книгу во многом заменил телевизор. Потому что люди безумно устают, приходят с работы измочаленные, бездумно включают телевизор, и их нельзя обвинять в этом. Так как это компенсация моральная, психологическая. И смотрят сериалы, где добро побеждает зло, где какой-то супермен наказывает всех своих врагов и торжествует справедливость. Что касается интернета – это подспорье. Вся справочная литература теперь есть в интернете, и не нужно тратить время на транспорт и так далее. В этом есть положительные моменты. Относительно книги, то издатели пытаются читателя поймать, заманить: яркими обложками, легкими детективами. Я считаю, что книга останется, но не будет уже такой массовой. Мы живем уже во время информации. Сейчас, кстати, возрос интерес к букинистической книге. Это говорит о том, что есть прослойки людей, которые читают.

― А какие ваши литературные предпочтения?

― Не люблю беллетристики. Считаю, что это изыски, пускай и очень талантливые. Лучше обратиться к первоисточникам. Это то, что было на самом деле, ни один автор не опишет лучше того, что описала сама жизнь. Жизнь – лучший автор. Очень люблю книги по истории, мемуары. Недавно прочла мемуары Матильды Ксешинской – открывается целый пласт. Человек из бедной семьи пробивает сам себе дорогу, талантливая балерина, она была знакомой Николая II, описывает эти нравы. Через ее описания ты попадаешь во дворцы, эти закулисные перипетии, революции. Также интересные мемуары секретаря Гитлера. Оказывается, он в кругу близких был очень мягким, никогда даже голоса не повышал. И в то же время это был маньяк. Она (секретарь) очень интересно описывает уход Гитлера из жизни. Тогда Германия была почти стерта с лица земли, миллионы погибших. Это его совершенно не волновало, он не выносил, когда ему говорили о поражении. Жил в каком-то своем мире. Все время вещал, что главное - нация, а на самом деле, как показали суровые житейские реалии, для него важен был он сам. Конечно, чтение помогает познать мир.

― Матушка Серафима, Вы ведь еще и депутат Одесского горсовета, и глава Синодального отдела «Миссия Церковь и культура». С какими вопросами к вам обращаются люди?

― Просят помощи материальной, что-то сделать, чем-то помочь. У нас есть Дом милосердия, есть бесплатная амбулатория, у нас врач хороший монастырский, лечит, диагностирует, трапезная для бедных. Обращаются и с просьбами, связанными с культурой, помогаем, потому что культура сейчас переживает не лучшие времена. И, конечно, с личными проблемами. И это самое трудное, ведь кроме совета мы ничем здесь помочь не можем. Один совет – обратиться к Богу и попытаться в измерении Священного Писания пересмотреть свою жизнь, свою судьбу, найти ответы, которые человек ищет.

― Ведь непросто почувствовать человека, который, возможно, пришел впервые…

― Мы настолько часто с этим сталкиваемся, потому что в храм люди приходят не с добра, хотя надо было бы наоборот. Мы в этом, так сказать, варимся всю жизнь. И с Божией помощью пытаемся принимать людей с их проблемами, не отталкивать как тех, кто нарушает наш покой своим горем, а все-таки стараемся каждого обнять любовью.

― Правда ли, что в церковь чаще ходят немолодые люди?

― В храм ходят действительно больше немолодые люди. Если задуматься, то ведь молодые постоянно работают. Хотя, конечно же, когда надо, молодежь обязательно приходит в храм. Сейчас снова распространено венчание, крещение детей, и это хорошо – важные вехи в своей жизни молодежь старается делать с благословением, с молитвой. Понимая, что в принципе не на что опереться, как на свои силы, семью и, конечно же, на Бога. Почему именно больше бабушек в храме? Обычно пожилые люди решают проблемы всей семьи. Конечно, обладают связями, опытом, и становятся такой себе куропаткой, которая за всеми цыплятами смотрит. Пожилые люди действительно являются носителями ценностей, в первую очередь, семейных, носителями добра, мудрости житейской. В Библии пишется, что если есть бабушка, дедушка, так это же полноценная семья. Происходит взаимный процесс: ребенок получает огромную мудрость, познает мир, а пожилой человек – огромную радость, с молодым ростком сам молодеет.

― Чтобы вы пожелали нашим читателям?

Помню, говорила с одной женщиной, она немолодая уже:

- Как вы себя ощущаете?

- Вот плоть немощна, возраст, но душа у меня совсем молодая.

Она говорила это совершенно искренне. И поэтому хочется пожелать сохранять молодость души. Не поддаваться плохой погоде, еще чему-то. Один очень умный человек изрек: нет плохой погоды. Если человек благодарно принимает все, посланное Богом, если человек обогащен верой, он иначе мир воспринимает. Он, например, понимает, что жизненная дорога не обрывается никогда, а просто переходит в другое качество – вечность. Особенно это понимают те, кто терял близких и потом чувствовал общение с ними. Поэтому наши три камня краеугольных – вера, надежда, которая не постыжает, как пишет Апостол Павел, то есть всегда помогает, и, конечно же, любовь. Когда человек, пройдя тяжелый путь, не оставил на сердце зарубок, всем простил, тогда он просветленно смотрит на жизнь, находит в себе силы не только преодолевать препятствия на жизненном пути, но и радоваться всему в любом возрасте. Всегда радуйтесь, как пишет Апостол Павел, и будьте молоды душой!

Беседу вела Ольга Мамона

http://orthodoxy.org.ua/tn/node/4931

No comments:

Post a Comment