Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».

Friday, April 30, 2010

САМОЗВАНЦЫ ОТ РЕЛИГИИ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ

Уважение к традиционным конфессиям, свойственное подавляющему большинству жителей России, зачастую пытаются использовать в своих целях мошенники - от неизвестных в монашеском облачении, собирающих на улицах деньги "на восстановление храма", до зарегистрированных организаций, умудряющихся получать из разных источников немалые гранты. От подобных самозванцев страдает почти каждая религиозная организация - не только в России, но и за рубежом.

Так, в начале марта в Нижегородской области был арестован торговец наркотиками, который в округе был хорошо известен также тем, что в качестве православного священника предлагал услуги по "исцелению больных" за солидное вознаграждение. Как выяснилось, преступник действительно когда-то был священником, но несколько лет назад был отлучен от Церкви за совершение "богослужений на дому".

16 марта в Санкт-Петербурге сотрудники ГУВД заявили о задержании целой группы лиц, совершавших за деньги отпевания умерших в морге рядом с Елизаветинской больницей. В оборудованной мошенниками при морге комнате-часовне висела табличка, возвещавшая, что часовня относится к Московскому Патриархату и благословлена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном. На самом же деле часовня принадлежала крохотной секте, - последователей Вадима Лурье, который именует себя "епископом Григорием". Органы считают, что прибыль мошенников ежемесячно достигала полумиллиона рублей.

Вообще представители сект и секточек, отколовшихся от православия, часто выдают себя за православных. Например, "истинно-православные" последователи Леонида Прокопьева, бывшего офицера ГРУ, ныне именующего себя "епископом Рафаилом", часто "работают" в моргах, выдавая себя за православных священников.

Не редкость подобные истории и у мусульман: зачастую от имени верующих выступают организации, никого, кроме своих организаторов, не представляющие. Рекордсменом среди них можно по праву назвать руководителя так называемого "Исламского культурного центра России" Абдул-Вахед Ниязова. Этого псевдо-исламского деятеля уже почти два десятка лет разоблачают и сами братья-мусульмане и всевозможные СМИ, но упорный "лидер" правоверных, как говорится, не тонет и продолжает выступать от имени всех мусульман России не только у нас в стране, но и за рубежом. К сожалению, это не единственный случай, на днях в прессе появились сообщения еще об одной организации, претендующей на лидерство в мусульманской умме. Это так называемая "Лига мусульманских журналистов", созданная семейной парой, что не мешает ей выступать от имени всех мусульманских журналистов России.

Россия - не исключение: подобных ловкачей хватает и за границей. Одним из самых удачливых был Раффаэлло Фолльери, который умудрился убедить американский бомонд (включая тогдашнего президента Клинтона), что является финансовым директором Ватикана, и намекал, что может помочь дешево приобрести церковную недвижимость. Пять лет Фолльери водил за нос всех. Прежде чем его арестовали за мошенничество, незаконную перевозку и отмывание денег, самозванец успел даже обручиться с популярной актрисой Энн Хэтеуэй.

Впрочем, в отличие от наших соотечественников, ловкий мошенник получил вполне реальный тюремный срок. У нас же деятельностью сомнительных религиозных организаций практически никто не занимается, а безнаказанность провоцирует появление все новых и новых Хлестаковых от религии. Подобная вакханалия наносит ущерб в первую очередь сотням миллионов наших граждан, "среди которых 85-90% – это верующие: православные, мусульмане и люди других вероисповедований. И, хотя у нас Церковь отделена от государства, она не может существовать вне правового поля", - считают наши эксперты.
О необходимости навести порядок среди общественно-религиозных организаций высказались священнослужители и эксперты REGIONS.RU, многие из которых считают, что необходимо также ужесточить правовые нормы борьбы с религиозными самозванцами и "условия регистрации религиозных объединений, внеся поправки в закон о вероисповедании, который на сегодняшний день слишком либеральный... Совсем недавно президент сказал, что люди в погонах, совершившие преступление, должны нести более серьезное наказание, чем обычные рядовые граждане, поскольку тем самым они дискредитируют все правоохранительные органы. В случае с религиозными мошенниками ситуация аналогична... правоохранителям следует относиться более внимательно к людям, которые занимаются спекуляцией на религии, применяя к ним более строгие наказания", - считают эксперты REGIONS.RU.


Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов также уверен, что правоохранительные органы должны пресекать всякую незаконную деятельность, вне зависимости от того, имеет ли она религиозную окраску или нет.

"Деятельность, осуществляемая якобы от лица традиционных религиозных организаций теми, кто к этим организациям не имеет отношения – это, по сути, незаконное предпринимательство. Я бы так это назвал", - сказал он.

"А бороться с разного рода мошенничеством и обманом – прямая обязанность соответствующих правоохранительных органов. Здесь, по-моему, все очевидно. Нужно элементарно проверять документы у всех таких лиц и организаций, выявлять нарушителей и наказывать. Во всем мире так и делают", - добавил протоиерей.


Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, отметил, что проблема религиозных мошенников существует давно.

"Священноначалие Русской Православной Церкви бесчисленное количество раз говорило о том, что оно запрещает сбор денег на улицах. Поэтому те люди, которые собирают деньги на улице – это либо мошенники, либо, может быть, и православные люди, но делающие это без благословения своего начальства. Я бы советовал гражданам не отдавать деньги этим людям, потому что они делают это незаконно", - сказал он.

"Что же касается мошенничества, то религиозное оно или нет, все равно это уголовно наказуемое деяние. От наших правоохранительных органов каждый человек ждет, чтобы закон действовал. И мы, безусловно, надеемся на то, что эта незаконная деятельность будет пресечена", - добавил отец Владимир.

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", считает, что проблему с религиозными мошенниками государству и российскому народу следует решать сообща.

«Проблема с религиозными самозванцами очень серьезна. Ее появление напрямую связано с тем, что сегодня мы живем в свободной стране и в свободном обществе, - со всеми преимуществами и трудностями этой свободы. Поэтому чтобы таких мошенников подвергать соответствующему уголовному наказанию, от государства соответственно требуется законодательная воля, а от народа России исполнительная решимость, поскольку борьба с самозванцами – это наше общее дело, а не только государственное», - сказал он.

Священник рассказал, что, проходя мимо религиозных самозванцев, он всегда звонит в милицию, сообщая об их деяниях, тем самым исполняя свой гражданский долг. «Таких людей надо убирать за решетку. Кстати, не будет лишним, если в России введут штрафы и для тех людей, кто дает деньги мошенникам, тем самым, поддерживая их деятельность», - считает он.

«Дела верующего человека – это дела государства. 85-90% населения РФ – это верующие: православные, мусульмане и люди других вероисповедований. Хотя у нас Церковь отделена от государства, она не может существовать вне правового поля», - заключил отец Макарий.


«Достаточно серьезной» проблемой российского общества считает религиозных самозванцев клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский.

«Обманутые такими мошенниками часто так и не понимают, что имели дело с самозванцами, и винят во всем конфессии, от имени которых эти самозванцы выступали», - сказал он.

По мнению священника, «способ борьбы с подобными самозванцами единственный – религиозное просвещение. Как правило, обманутыми становятся именно непросвещенные в той или иной области люди, - как, например, в свое время неготовых к новой экономике людей легко обвели вокруг пальца учредители "финансовых пирамид". Люди должны разбираться в традиционных российских религиозных культурах, чтобы подделку отличать от оригинала».

«Кроме того, - продолжил он, - надо перестать относиться к религии потребительски, считая, что за подаяния списываются грехи. Люди должны понимать, что Церковь не оказывает услуги. Религия – это связь с Богом и высшими силами, а не процесс «купи-продай». Ведь именно на таком отношении и паразитируют мошенники. Причем этой просвещенческой задачей должны заниматься в совокупности государство, общество и религиозные конфессии».

Отец Максим считает, что «поскольку у Церкви, государства и общества есть общие задачи, то Церковь ни в коем случае не должна существовать вне правового поля». «Конечно, есть вопросы, по которым государство и Церковь не пересекаются. Например, это вопросы богослужения. Однако подавляющее большинство граждан нашего государства являются верующими людьми, и государство, естественно, должно заниматься их защитой. К тому же интересы государства определяются интересами его граждан», - заключил священник.



Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что религиозное мошенничество - вопрос очень тонкий.

"Не знаю, как обстоят дела с другими традиционными конфессиями, но я почему-то чаще всего сталкиваюсь именно с православными или с теми, кто выдает себя за таковых. Это якобы послушники, собирающие деньги на восстановление совершенно неизвестных мне православных монастырей, и люди, часто очень похожие на православных монахов и священников", - рассказал он.

"Беда в том, что как порой бывает сложно отличить профессиональных попрошаек и проходимцев от действительно нуждающихся людей, так же сложно распознать и самозванцев. А ведь нельзя же запретить человеку по доброй воле подавать просящему, кем бы он ни был, или жертвовать на любую организацию", - отметил отец Димитрий.


Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, отметил, что мелкое мошенничество, например, сбор церковных пожертвований на улице официально запрещен церковным начальством, и люди воцерковленные это знают.

"Что же касается разных околорелигиозных или околоцерковных организаций, претендующих на гранты, то мне кажется, что это в первую очередь проблема экспертов тех фондов, которые собственно и распределяют эти гранты. Это уж им решать, кому давать деньги, а кому - нет", - считает священник. "И если речь не идет о прямом мошенничестве или вымогательстве, то, вероятно, вполне можно обойтись без вмешательства правоохранительных органов", - заключил он. Когда же очевиден ущерб - моральный или материальный - то здесь уже должны действовать общегосударственные правовые нормы.


Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, считает, что бороться с религиозными мошенниками следует с помощью духовного просвещения.

"В свое время Москва начала борьбу с такими самозванцами. Столичное правительство приняло постановление о том, что никто не имеет право собирать пожертвования на восстановление храмов без специального разрешения Московской епархии. И хотя попрошаек "православного" вида стало меньше, однако о запрете и посейчас мало кто знает. Этим незнанием людей и пользуются аферисты. Поэтому необходимо в срочном порядке заниматься духовным просвещением людей, которые должны знать, что могут стать жертвами мошенников. На мой взгляд, это должна быть совместная работа Церкви и государства", - сказал священник.

Отец Георгий также считает, что "раз Церковь по своей сути является объединением граждан по религиозному принципу, то она, равно как и верующие, не должна жить вне правового поля". "Государство же вправе вмешиваться и в дела верующих, однако при этом действовать оно должно в соответствии с церковными канонами", - заключил священник.



К борьбе с религиозными самозванцами призвал муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов.

«К сожалению, действительно, сегодня в стране создаются фиктивные организации, которые от имени веры и религии занимаются мошенничеством. Более того, они все время пытаются навязать нашим детям чуждое понятие религии. И эта проблема существуют во всех традиционных российских конфессиях», - сказал он.

По мнению муфтия, «противостоять подобным аферистам можно будет только в том случае, если создать некий экспертный совет при Минюсте, который, прежде всего, провел бы некий аудит всех существующих религиозных организаций на наличие действительных прихожан и религиозных объектов культа. Этот совет должен проводить проверки, которые позволят дать соответствующую оценку работе той или иной религиозной организации».
«Кроме того, - продолжил он, - необходимо также ужесточить и условия регистрации религиозных объединений, внеся поправки в законе о вероисповедании, который на сегодняшний день слишком либеральный».

Альбир-хазрат подчеркнул, что «все мы живем в правовом поле правового государства. А, следовательно, и религиозные организации не должны существовать вне его. Кроме того, истинно верующим и законопослушным людям нечего бояться законов».



Мухаммедгали-хазрат Хузин, председатель Духовного управления мусульман Пермского края (ДУМ ПК), считает, что религиозные самозванцы – это проблема общегосударственного масштаба.

«Из-за религиозных самозванцев в России заваливаются очень важные социальные и экономические проекты, некоторые из которых разрабатываются на госуровне. Такие фирмы-однодневки и общественные объединения, которые по сути являются аналогами организаций типа «Рога и копыта», как, например, «Исламский Комитет России» или «Исламский культурный центр России», и состоят всего из двух-трех, а то и полутора человек, занимаются тем, что обманывают общественное сознание», - отметил он.

По словам муфтия, «за счет обмана такие самозванцы невообразимо раздувают представление о своей значимости и деятельности, там самым зарабатывая в том числе и политические дивиденды. Так, в частности, когда-то во время выборных кампаний «Исламский культурный центр России» умудрялся «продать» 20-25 млн. голосов российских мусульман».

«Подобные аферисты, безусловно, наносят большой урон всей России в целом, причем как внутри страны, так и за ее пределами. Например, приезжая в арабские страны, эти «деятели» представляются «советниками президента РФ» или «посредниками между Кремлем и мусульманским сообществом России», чем и наносят на международном уровне урон интересам России и мусульманским объединениям», - подчеркнул он.

Мухаммедгали-хазрат убежден, что «органы госвласти должны «одергивать» всех религиозных проходимцев через Минюст, Генпрокуратуру и другие органы правопорядка».
«Бороться с такими самозванцами необходимо с помощью установленных норм Уголовного и Административного кодексов. Кроме того, также необходимо, чтобы представители всех российских традиционных конфессий начали вести четкую разъяснительную работу, которая покажет обществу кто есть кто: где честные организации, а где мошенники»,
- считает он.

Муфтий также отметил, что «Церковь и религиозные объединения должны находиться в едином правовом пространстве государства. Однако при этом государство не должно чрезмерно вмешиваться в дела религиозных объединений. Вмешательство государства должно быть минимальным».
«А вот что касается самих верующих, то здесь у государства нет никакого права вмешиваться в их дела»
, - заключил Мухаммедгали-хазрат.


Бороться с религиозными самозванцами - это задача государства, считает заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир-хазрат Гизатуллин.

"Государство в лице местных властей обязано бороться с помощью действующего законодательства с теми, кто говорит от имени всех мусульман или всех христиан, не имея на это никаких оснований. Действия таких злоумышленников необходимо останавливать в срочном порядке, чтобы восстановить справедливость, которая заключается в том, что все традиционные конфесии служат на благо народа", - сказал он.

"В нашем обществе должны быть мир, согласие и любовь. Наши деды и отцы создали "многоконфессиональное общежитие", и мы обязаны сохранить их труды, а не разрушать. Поэтому все дела должны вестись в рамках закона", - отметил муфтий.

Он глубоко убежден в том, что "современное законодательство должно ограничивать работу и действия религиозных сект". "В России очень сильная религиозная демократия, однако, находятся те, кто хочет воспользоваться этим лишь себе в угоду", - заметил Дамир-хазрат.

"Государство и Церковь должны помогать друг другу. Их взаимодействие должно осуществляться в рамках правового поля. Это требуется для полноты религии. Кроме того, поскольку все мы являемся гражданами России, то и законы государства писаны для всех: как для верующих, так и всех остальных наших соотечественников. Мы все обязаны исходить из этого постулата. Верующие же люди обязаны соблюдать все государственные законы, и плюс к тому, еще и свои внутренние установления, которые не противоречат российскому законодательству", - заключил Дамир-хазрат.




Общественные организации не должны выдавать себя за религиозные и выступать от имени всех верующих, считает председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев.

«К сожалению, мошенники всегда были, есть и будут. Однако, безусловно, вести борьбу с самозванцами необходимо. Ни «Исламский культурный центр России», ни «Лига мусульманских журналистов», ни «Исламский комитет России» не имели право выступать от имени духовенства, поскольку не являются религиозными объединениями. ДУМ Москвы следовало бы вести наблюдение за подобными организациями», - сказал он.

Говоря о способах борьбы с религиозными самозванцами, муфтий считает, что со своей стороны «российские духовенства могли бы проводить профилактические мероприятия, в ходе которых разъясняли людям, как вычислить и противостоять таким мошенникам».

По его словам, основная же ответственность за борьбу с религиозными самозванцами должна ложиться на плечи государства. «Бороться с такими аферистами должно государство в лице правоохранительных органов на основании действующего в стране законодательства. Поскольку отслеживать ситуацию в обществе, чтобы не было всякого рода мошенников, особенно религиозных самозванцев – это одна из основных функций правоохранителей», - отметил муфтий.

«В России Церковь не может вмешиваться в политические дела государства, поскольку религия отделена от него. Однако при этом Церковь не должна находиться за пределами правового поля. К тому же, государство состоит из общества: из верующих людей и атеистов. Поэтому оно вправе вмешиваться в их дела, особенно в таких случаях, как с самозванцами», - заключил Исмаил-хаджи.

«В России, да и не только, есть кучки самозванцев, которые стремятся получить некий авторитет и обогатиться, за счет того, что вводят в заблуждение верующих людей. Такие религиозные мошенники представляют серьезную угрозу. Поэтому с подобными самозванцами необходимо начать борьбу в срочном порядке. И здесь свое слово должно сказать государство», - считает председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев.

Муфтий отметил, что «как у православных, так и у мусульман, на сегодняшний день есть официально принятое законом духовенство, которое наряду с государством также должно защищать верующих от мошенников. Однако именно государство должно внести изменения в закон о религиозных объединениях, который на сегодняшний день слишком либерален. Его надо доработать, ужесточив, чтобы для религиозных мошенников не было никаких лазеек».

«Конечно, борьба с такими аферистами не должна остаться и без участия СМИ», - считает он.

«Религиозные самозванцы – это очень серьезная проблема для России. Поэтому в борьбе с ними должны быть задействованы все: государство, религиозные организации, СМИ и верующие», - резюмировал Анас-хаджи. Он также обратил внимание на то, что «на сегодняшний день, представители псевдорелигиозных организаций прикрываются тем, что по закону Церковь отделена от государства. И когда власти начинают вмешиваться в их дела, самозванцы тут же тычут им в лицо этим законом».

«Любая религиозная организация должна подчиняться букве закона. Поэтому я глубоко убежден в том, что Церковь не должна существовать вне правового поля. А поскольку верующие люди живут в светском государстве, то оно вправе вмешиваться в их дела», - подытожил муфтий.

Заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Астраханской области Назымбек-хазрат Ильясов призвал российских чиновников и спецслужбы бороться с самозванцами с помощью уголовного законодательства.

«Деятельность всех организаций, в том числе и религиозных, должна быть подотчетной. А ото всех жуликов и пройдох уже давно пора избавится, и для этого есть немало способов, например, нормы УК РФ. Однако я не понимаю, куда смотрят чиновники и правоохранители, раз позволяют аферистам свободно разгуливать по улицам! И за что только они получают зарплату?!» - воскликнул он.

Одной и таких аферистских организаций муфтий считает «Исламский культурный центр России» под руководством Абдул-Вахеда Ниязова, который, как он напомнил, «в прошлом носил фамилию Медведев».
«За его плечами числится не одна подобная организация. Однако по непонятным причинам ему всегда удавалось уходить от ответственности, хотя Бог уже давно предопределил ему лишь одно место – тюрьму. Неужели его так трудно разоблачить и вывести на чистую воду? Кто он такой, чтобы вводить в заблуждение российских мусульман и обманывать государство?» - задал риторический вопрос Ильясов.

«Конечно, будет неправильно, если государство не станет вмешиваться в дела верующих, но Церковь должна существовать в рамках правового поля. Нельзя позволять отдельным людям нагнетать серьезную обстановку во всей стране. Тем более что мошенники – это удел именно государства, которое обязано таких людей выводить на чистую воду», - подытожил Назымбек-хазрат.



Религиозные самозванцы наносят значительный ущерб России и ее народам, дестабилизируя ситуацию в стране, считает муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев.

"Когда от имени всех российских мусульман выступают самозванцы, это очень прискорбно. С такими мошенниками надо бороться незамедлительно. Однако эта борьба должна вестись не только со стороны духовенства, но и со стороны государства, в частности, правоохранителей, которые в соответствии с российским законодательством вправе наказать мошенников по всей строгости", - сказал он.

Муфтий также отметил, что уже не раз поднимался вопрос относительно ужесточения закона о религиозных организациях. "Этот закон очень сырой и требует совершенствования и ужесточения. Пока что у нас так получается: чтобы открыть Духовное управление, достаточно всего трех человек. И такие случаи уже были", - отметил он.

Джафар-хазрат рассказал, что Ростовская область очень активно борется с религиозными самозванцами. "Недавно был случай. Мне позвонили и сказали, что ведутся денежные сборы на паломничество в Мекку. Я очень удивился, поскольку кроме ДУМ никто не вправе организовывать поездки в такие святые места. Аферисты же просят за паломничество немалые деньги: порой цена доходит до 100 тыс. рублей. Поэтому в виду таких обстоятельств мы попросили людей докладывать нам номера телефонов и адреса тех организаций, которые предлагают эту поездку в обход духовенства", - поведал муфтий.

Говоря о том, должна ли Церковь существовать в рамках правового поля, Джафар Зуфярович заметил, что "безусловно, по закону Церковь отделена от государства, но это вовсе не значит, что она должна существовать вне правового поля". "Что же касается верующих людей, то они также должны жить в рамках закона, поскольку чтить законы государства религия обязывает", - заключил Джафар-хазрат.


"То, что от имени мусульман или православных выступают религиозные самозванцы, - в этом, конечно, нет ничего хорошего. Это неправильно, когда кто-то пытается нажиться путем обмана. И в данном случае должны быть задействованы силы государства, которые привлекли бы мошенников к ответственности", - считает вице-президент, ректор Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд Садиков.

По его мнению, причиной появления таких мошенников стоит считать слишком вольготный нынешний закон о религиозных организациях. "Этот закон требует качественной доработки, в том числе и в плане его ужесточения. Он должен стать более конкретным и требовательным особенно к таким аферистам", - убежден Садиков.

"К счастью, на территории Дагестана нет таких религиозных аферистов. Однако все же необходимо задействовать профилактические меры по всей России, в частности, осведомлять людей о таких самозванцах", - отметил Максуд Ибнугаджарович.

"Религиозные самозванцы - это проблема касается и государства, и общества, и священнослужителей, и всех верующих. Поэтому в данном случае ни Церковь, ни другие конфессии не могут находиться за пределами правового поля. Более того, в подобных ситуациях государство вправе вмешаться в религиозные дела. Ведь основная функция государства - это защищать общество, в том числе верующих", - подытожил Максуд Садиков.


Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, озабочен серьезностью существующей во всем мире проблемы с религиозными самозванцами. "Случаи подобного самозванства существуют не только в России, но и за рубежом. Известна масса примеров, когда люди, ничего не имеющие общего с Католической Церковью, выдавали себя за священников. Так во Франции был случай: настоятель одного прихода оказался самозванцем. Причем узнали мы об этом абсолютно случайно. Дело в том, что в Католической Церкви у каждого священника есть документ, который свидетельствует о его принадлежности к клиру, и выписан он самим епископом. Просто так получить этот документ невозможно. Обычно мы не просим священников показывать такие свидетельства, но в один прекрасный момент мы все же попросили этого "настоятеля" продемонстрировать его. И на этом история с самозванцем закончилась", - отметил отец Эдуард.

По мнению священника, есть несколько способов бороться с религиозными самозванцами. "Во-первых, иерархическим структурам всех российских конфессий необходимо проследить, как те или иные религиозные организации, находящиеся на территории страны, выражают свое присутствие в различных социальных областях. Для этого необходимо очень четко обдумать, как ввести в России институт капелланства, дающий право обратиться к тем, кто представляет ту или иную конфессию при медицинских заведениях, при приютах, детдомах, а также каких-то очень важных коммерческих учреждениях. Только когда мы будем знать, кто и за что это отвечает в различных религиозных общинах, можно будет легко разоблачать самозванцев", - сказал он.

Кроме этого, считает отец Эдуард, "российские СМИ могли бы организовать и провести встречу с представителями различных религиозных общин, сделать серию статей или репортажей на эту тему, осветить данную ситуацию в тех изданиях или на тех телеканалах, которые смотрят большинство людей, при этом, не предоставляя привилегий какой-то одной церковной общине".

"Между конфессиональными структурами должен быть установлен диалог, который позволит улучшить сложившуюся в России ситуацию, поскольку все будут знать: кто к каким инстанциям апеллирует, кто и за что отвечает, кто имеет возможность вмешиваться в те или иные дела, а кто и куда вмешиваться не имеет права. Этот диалог очень важен, тем более что определенная регуляция религиозных организаций, безусловно, нужна. Кстати, все это также говорит и о том, что Церковь не должна существовать во вне правового поля. Однако оно должно быть определено в очень конструктивном и доверчивом диалоге между государством и религиозными общинами. А вообще, борьба с самозванцами это дело как государства и Церкви, так и общества в целом", - заключил священник.




"Религиозные самозванцы - это очень серьезная проблема с любой точки зрения, поэтому борьбу с ними необходимо вести за счет объединения усилий государства и Церкви", - заявил доцент МФТИ, кандидат богословия, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета Виктор Лега.

По его мнению, "сам факт появления таких мошенников напрямую зависит от безграмотности россиян в делах церковных. Так, например, на сегодня очень многие не знают, что патриарх Кирилл запретил собирать священнослужителям и монахам милостыню. В этой связи возникает необходимость массового просвещения граждан в области религии, причем начинать надо со школ".

"Что же касается правовых норм борьбы с религиозными самозванцами, то совсем недавно президент сказал, что люди в погонах, совершившие преступление, должны нести более серьезное наказание, чем обычные рядовые граждане, поскольку тем самым они дискредитируют все правоохранительные органы. В случае с религиозными мошенниками ситуация аналогична. Поэтому могу посоветовать правоохранителям относиться более внимательно к людям, которые занимаются спекуляцией на религии, применяя к ним более строгие наказания", - отметил Виктор Петрович.

Виктор Лега также предложил "прежде всего разобраться, что же такое отделение Церкви от государства". "Она отделена от государства только лишь в том, что не занимается управлением: не советует ни президенту, ни министрам, ни членам парламента, какие надо принимать законы. Но Церковь состоит из людей - из граждан государства, которые по Конституции имеют полное право исповедовать любую религию. Однако господа атеисты спекулируют на юридической безграмотности населения: раз Церковь отделена от государства, то будьте добры вы - граждане Церкви, - вон из государства, а управлять им будем мы - атеисты. Поэтому нет сомнений в том, что Церковь должна существовать в рамках правового поля", - подчеркнул он.

"Что же касается права государства вмешиваться в дела верующих, то если верующий человек нарушает закон, оно вправе это делать. В противном случае, у государства нет права вмешиваться в общинные дела", - заключил Виктор Петрович.

Борис Якеменко, член Общественной палаты РФ и руководитель православного корпуса движения "Наши", призывает не считать религиозных самозванцев терпимым явлением.

"Подобные самозванцы - это достаточно серьезная проблема для всего российского общества, как и другие прохиндеи и шарлатаны, которые под видом инвалидов просят подаяние в метро или "колпачат" людей с помощью продаж несуществующих машин и квартир. Таких много, однако, это вовсе не значит, что надо мириться с таким положением дел", - заявил он.

"Православная Церковь уже начала вести серьезную борьбу с такими мошенниками. Так, в свое время, покойный Алексий II категорически запретил священнослужителям осуществлять сбор пожертвований за пределами храмов", - рассказал Борис Григорьевич.

"Однако, - продолжил он, - не лишним в такой ситуации будет снова заняться просвещением людей - предупредить их об опасности таких самозванцев. Поэтому я надеюсь на скорый рост среди россиян их религиозной грамотности. Только тогда нам удастся свести назревшую проблему на нет".

"Вне правового поля государства никто не может существовать, в том числе и Церковь. Она отделена от государства, но не отделена от общества. А закон для всех один: как для верующих, так и нет", - заключил Борис Якеменко.

http://www.regions.ru/news/2286641/

No comments:

Post a Comment