Краткое жизнеописание
Высокопреосвященного Митрополита Филарета (Вознесенского),
третьего Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви
Владыка Митрополит Филарет (в мiру Георгий Николаевич Вознесенский), родился 22 марта 1903 г. в Курске. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, служил Епископом в Маньчжурии и был известен как замечательный духовный писатель и проповедник. В 1947 г. он был репатриирован в СССР, где и скончался.
Семья будущего Владыки Митрополита в 1909 г. переехала в Благовещенск-на-Амуре, где он в 1920 г. окончил восьмиклассную гимназию. После поражения Белого движения, они выехали в Харбин (на территории Китая), где Георгий Николаевич поступил в русско-китайский политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 г. В 1931 г. он окончил Пастырско-богословские курсы, переименованные затем как Богословский факультет при Институте св. князя Владимiра. На нём он потом трудился преподавателем Нового Завета, Пастырского Богословия и Гомилетики. Рукоположенный в 1930 г. в сан диакона, он в 1931 г. был пострижен в монашество с именем Филарета и в том же году рукоположен во иеромонаха. В 1933 г. о. Филарет был возведён в сан игумена, а в 1937 г. — в сан архимандрита.
Один из коллег Владыки по институту вспоминает: «Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии. Он был добрым, доступным для всех кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь. О. архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный Владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни; ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях, он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы».
После оккупации советскими войсками Манчжурии, в Харбине настали трудные дни. Обманутый ложными сведениями о свободном положении Церкви в СССР, престарелый Митрополит Мелетий признал над собою и своим клиром власть подчиненной советскому богоборческому правительству Московской патриархии. В числе этого клира находился и архимандрит Филарет. Однако он решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортёр для интервью, спрашивая, как он смотрит на «мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины», то услышал следующий смелый ответ: «Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100% в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не “отделена”, а изгнана из государства, снова заняла в нём подобающее ей положение». Такое смелое заявление в оккупированном советскими войсками Китае могло закончиться застенками НКВД, однако будущий Первоиерарх Русской Церкви за рубежом Родины не боялся сказать правду, которой служил всю свою жизнь. Архимандрит Филарет так до конца своего пребывания в Китае и не принял советского гражданства, несмотря на всю связанную с такой позицией опасностью. В другой раз архимандрит Филарет подвергался прещению за свою смелость. Ознакомившись с одним из номеров “Журнала Московской Патриархии”, в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин, архимандрит Филарет выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.
Безстрашное обличение богоборцев-коммунистов привело их в особую ярость, и они решили живым сжечь архимандрита Филарета, поджегши его келью. Но Господь сохранил Своего избранника: хотя и с сильными ожогами, но он вышел живым из огненной ловушки.
Всячески ограждая свою паству от духовных соблазнов и предательства, он, по его выражению, «никогда не осквернил свои уста и свою молитву — молитвой за антихристовых слуг», несмотря на неоднократные в его адрес угрозы. Вместе с тем, в течение ряда лет архимандрит Филарет разными путями сносился с главой Русской Зарубежной Церкви, Митрополитом Анастасием, пренебрегая опасностью, с которой это было связано.
Архиерейский Синод долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу, и, судя по имеющейся переписке в архиве, почти каждая епархия Зарубежной Церкви надеялась получить его для себя. Только к 1962 г. Архиерейскому Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он довольно быстро переехал в Брисбен (таким образом в МП он прослужил 17 лет, поминая советского патриарха, но при этом категорически отказываясь поминать на ектениях сов.власть). В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении архимандрита Филарета Епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда Австралийским Архиепископом Саввой, и в 1963 г. архимандрит Филарет, к радости своих бывших пасомых, стал Епископом Брисбенским.
На Соборе 1964 г., на котором Митрополит Анастасий подал прошение об уходе на покой, Первоиерархом, по предложению Свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, был избран приехавший вместо своего правящего архиерея, Архиепископа Саввы, его викарий, Епископ Филарет. Собор судил ему быть новым Первоиерархом Зарубежной Русской Православной Церкви, и это бремя он нёс в течение 21 года.
Как раз почти посередине этого времени Первосвятительства, Вл. Филаретом был созван третий Всезарубежный Собор, на котором были приняты очень важные для Русской Церкви решения, в частности снятие клятв на старые обряды и призыв к старообрядцам о прощении старых обид и воссоединении в единой Русской Церкви. Но особенно запомнятся нашим верующим четыре прославления Святых угодников Божиих, бывшие в это двадцатилетие: святого праведного о. Иоанна Кронштадтского, преподобного Германа Аляскинского, святой блаженной Ксении Петербуржской и Собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских от безбожников убиенных, во главе со Святыми Царственными Мучениками, совершенное Русскою Церковью в изгнании в 1981 г.
Неоднократно наш Первоиерарх обращался с вразумляющими Скорбными посланиями к главам других поместных Церквей, обличая набиравшую силу и влияние на Православные Церкви экуменическую ересь. Он был одним из первых, кто понял подлинную духовную сущность и опасность экуменизма и публично выступил в защиту Истинного Православия, и к его голосу прислушивались некоторые из иерархов поместных Церквей.
Владыка Митрополит был также замечательным проповедником, его проповеди можно смело поставить на один уровень с трудами святых отцов Церкви. А его “Конспект по Закону Божию” и сегодня является одним из лучших пособий по Нравственному Богословию для духовных школ и семинарий.
Глубокая вера, пламенная молитва, доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушался духовный мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины — вот характерные черты нашего Первоиерарха Владыки Митрополита Филарета. На протяжении всего своего Первосвятительского служения Владыка признавал в нашем Отечестве истинной и непорочной только Катакомбную Церковь и не признавал Московскую патриархию Церковью-Матерью. Святитель Филарет всегда считал ИПЦ Церковью-Сестрой, всегда говорил, что РПЗЦ и ИПЦ - это не одна, а две Церкви. В 1982 г., на Архиерейском Соборе РПЦЗ под председательством Вл. Митрополита Филарета, было принято поистине историческое решение: в ответ на прошения истинно-православного духовенства из России, Зарубежная Русская Церковь помогла страждущей и гонимой Катакомбной Русской Церкви на Родине восполнить утраченный в процессе жесточайших гонений епископат, тайно совершив для Катакомбной Церкви-Сестры архиерейскую хиротонию архимандрита катакомбного монастыря на Кубани о. Лазаря (Журбенко). Наряду с прославлением Собора Новомучеников и Исповедников Российских, это было, быть может, одно из главных деяний Свт. Филарета. И Господь не оставил Зарубежную Русскую Церковь и ее Первосвятителя Своею милостию, явив вскоре после этого чудотворную Мvроточивую Икону Божией Матери Иверскую, известную всему православному мiру как “Монреальская”.
Владыка Митрополит Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года, в день Архистратига Божия Михаила. После кончины Митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.
В 1998 году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу, взору предстали нетленные мощи Святителя — они были светлого цвета, полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение Владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении...
Однако, несмотря на столь явное указание Божие о святости Его угодника, после литургии и панихиды гроб с мощами Святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и вновь захоронили в усыпальнице на приготовленном месте. Прославление Святителя Филарета, убежденного противника экуменической ереси и сергианствующей Московской патриархии, ревностного друга и благодетеля Катакомбной Истинно-Православной Русской Церкви-Сестры на Родине было и до сего дня остается опасным для нео-сергиан в самой РПЦЗ, признавших советскую лже-церковь “церковью-матерью” и взявших курс на сближение с МП.
“Православная Русь”, №22, 1985.
Дополнено редакцией “Церковных ведомостей”
**********************************************************************************************************************
http://www.metanthonymemorial.org/VernostNo24.html
Bloomington
-
Just published: an article by Mark Sedgwick (me) on "The Traditionalist
micro-utopia of *Bloomington*, Indiana," in the *Journal of Political
Ideologies*...
1 day ago
No comments:
Post a Comment