Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».
Loading...

Tuesday, March 9, 2010

Духовный кризис РПЦ МП связан с кадровой революцией Никодима (Ротова) и его последователей

МОНИТОРИНГ СМИ: Владимир Семенко: "Задуматься над реальностью". Духовный кризис РПЦ МП связан с кадровой революцией Никодима (Ротова) и его последователей
--------------------------------------------------------------------------------

В издательстве "Домострой" выходит книга известного православного публициста, учёного Владимира Семенко, в которой исследуется феномен либеральных и модернистских течений в современной Православной Церкви, демонстрируется опасность церковного реформизма, подрывающего основы православной традиции. Критическому анализу подвергаются воззрения таких представителей современного церковного модернизма, как игумен Петр Мещеринов, священник Георгий Кочетков, протодиакон Андрей Кураев и другие…

Сегодня автор книги "Как разрушают Церковь" отвечает на вопросы "Завтра" по интересующим нас проблемам.

"ЗАВТРА". Владимир Петрович, нашу олимпийскую сборную благословляли в храме Христа Спасителя. Имело место вполне постмодернистское по стилю "стояние с чебурашками". А между тем идеология и сам колорит олимпийских игр имеют ярко выраженное языческое наполнение, не так ли?

Владимир СЕМЕНКО. Языческий колорит — несомненно! Но, если говорить о церемонии открытия Олимпиады в Ванкувере, то очевидно, что организаторы Игр представили вполне неприкрытую пропаганду сатанизма. Вначале участников соревнований встретили восставшие во весь свой исполинский рост четыре тотемных идола четырех главных племен аборигенов, которые в небольшом количестве сохранились на территории Канады. Во всей истории страны, красочно представленной при помощи самых современных лазерно-компьютерных технологий, не нашлось ни малейшего места для упоминания о христианстве. То есть от накаленного пафоса христианских миссионеров прошлого ничего не осталось... Как известно, Канада первой провозгласила принцип "мультикультурности". Теперь ясно, что в этом "цветении всех цветов" для Христа и Церкви нет места.

Однако организаторы и идеологи шоу не ограничились расшаркиванием перед язычеством. Скрипка в Канаде — своего рода национальный инструмент, поэтому скрипке было уделено значительное место в церемонии открытия. Так вот, знаменитый канадский скрипач, который у них знаменит, как у нас Коган, Третьяков или Стадлер, выбрал для исполнения не что-нибудь, а мелодию под названием "devil in the kitchen" (дьявол на кухне). Музыканты парили над землей, а главный исполнитель — с какими-то странными рожками. А потом еще все окрасилось в огненные цвета… Как это всё сочетается с полученным нашими олимпийцами церковным благословением, не вполне понятно…

"ЗАВТРА". Какое недавнее событие в жизни православной Церкви для вас представляется особо значимым?

В.С. Прежде всего это, конечно же, прошлогодний триумфальный визит Святейшего Патриарха Кирилла на Украину. Практически впервые из уст недавно избранного Предстоятеля мы услышали слова решительного и недвусмысленного осуждения не просто либерализма вообще, но либерализма, проникшего в само христианство, в богословие… Мы услышали также замечательные слова о Святой Руси как высшей духовной общности России и Украины, о православных святынях, столь презираемых и третируемых ныне нашими церковными либералами и модернистами. Наконец, о верности православной традиции. Это вполне недвусмысленное послание было услышано и понято православным народом Украины. Вот почему визит прошел столь триумфально, вот почему Патриарха встречали как подлинного духовного лидера.

"ЗАВТРА". В чем, на ваш взгляд, кроется основная опасность в сегодняшней жизни Церкви?

В.С. Главная проблема в том, что церковная ситуация все больше начинает приобретать до боли знакомые черты "перестройки": много красивых, уверенных слов, мощный, яркий лидер, молодая, перспективная команда, но общая ситуация становится все хуже. Одно из важнейших направлений усиления позиций и влияния Церкви в обществе — разумеется, образование. Все слышали об инициативе преподавания Основ православной культуры в светской общеобразовательной школе. Во многих регионах такое преподавание и осуществлялось уже больше 15 лет, причем в полном объеме, с 1-го по 11-й классы. Были разработаны необходимые учебники и методические пособия, интенсивно готовились преподавательские кадры, на местах были выстроены отношения между епархиями и образовательными учреждениями. Все это происходило вопреки бешеному сопротивлению нынешнего Минобрнауки во главе с Фурсенко и Калиной! Но что получилось в итоге? В итоге долгих переговоров между министерством и РПЦ новый стандарт начального общего образования предполагает преподавание "духовно-нравственной культуры" в виде эксперимента. Региональный компонент образования ликвидирован, и то преподавание предмета, которое продолжается в некоторых регионах, теперь не имеет под собой никакой правовой основы. На фоне той немалой работы, которая проведена в регионах, преподавание какого-то странного сравнительно-религиоведческого курса в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го класса — кстати, какое сравнительное религиоведение может быть понято в таком возрасте?! — выглядит просто издевательством!

Спрашивается, почему же РПЦ в лице своего высшего руководства согласилась на эту профанацию? Ведь без ее согласия столь интенсивное движение назад было бы невозможно! И вот, вместо того, чтобы задуматься над этой, прямо скажем, страшной для нас реальностью, православная общественность и православная журналистика не находят ничего лучшего, кроме как обсуждать в блогах и на разных форумах достоинства и недостатки учебника Кураева! Да какой учебник, если принципиальные позиции сданы, и весь 15-летний опыт, накопленный в регионах, спускается в песок! Имеем ли мы моральное право бить в литавры по поводу "усиления влияния Церкви в обществе" и "массовой миссии", если важнейшие позиции в системе светского образования по факту как раз сданы, какие бы правильные и красивые слова при этом ни произносились?

Возьмем другой момент, из той же оперы: социальную работу монастырей. Когда наш Предстоятель говорит, что монахи должны не только молиться, но и вести активную социальную работу, просто прослезиться хочется. Как это верно! И понятно, что одно из главных направлений такой работы — это работа с детьми. Но что происходит в последнее время с детскими церковными, в том числе и монастырскими, приютами? Всем известна нашумевшая история с боголюбовским приютом. Шесть комиссий, включая группу из Следственного комитета прокуратуры, неопровержимо доказали: все то, что изложено в письме сбежавшей Вали Перовой, — вымысел, никаких ужасных фактов насилия над детьми в монастырском приюте не выявлено. Каков же итог? Приют по факту закрывается, и делается это руками самой РПЦ! Ибо чисто юридические проблемы, которые имелись в отношениях с госорганами, удавалось решить вполне успешно и безболезненно, но именно от имени Патриархии были в итоге выставлены требования, которые сделали само существование приюта в пределах монастыря невозможным!

Почему сегодня, когда обвинения не подтвердились, церковный официоз занимает столь странную позицию, не защищает своих? Ведь для этого есть все возможности! Истина заключается в том, что вся интрига исходит изнутри самой РПЦ, от нескольких ее клириков пресловутого "среднего звена". Теперь приют "по-тихому" разоряют — и это после того, как гонители монастыря потерпели столь сокрушительное поражение в информационном пространстве! Более того: ничего не известно и о том, чтобы, так сказать, "на высшем уровне" хоть как-то пожурили тех абсолютно бессовестных лжецов и интриганов, которые все это время злобно клеветали на святую обитель, изрыгая хулу, граничащую с подзаборным сленгом.

Таким образом, самая мощная, самая позитивная монастырская инициатива в области социального служения, включающая и военно-патриотическое воспитание, и очень неплохое образование, и многое другое, по факту придушена, и в решающей степени — отнюдь не внешними "врагами".

Таким образом, постоянные заклинания по поводу усиления внешних, социальных позиций Церкви сопровождаются реальным ослаблением этих позиций, блокированием позитивных инициатив в области социального служения и духовного просвещения, идущих снизу! При этом позиция высшей иерархии выглядит, говоря откровенно, как-то странно…

Или, скажем, новый приходской устав. Я сейчас не буду критиковать или хвалить его, хотя священники, с которыми удалось эту тему обсудить, просто в шоке. Сама возможность какой-либо действенной инициативы снизу, говорят они, этим уставом блокирована. А ведь не секрет, что все так называемое "церковное возрождение" последнего двадцатилетия во многом — плоды трудов энтузиастов, безвестных и бескорыстных тружеников, которые не ездят на лимузинах, не ходят на фуршеты и приемы и не строят себе дворцов. Вопрос в другом. Ведь речь идет о том, что касается всех нас, нашей повседневной жизни в Церкви. Между тем принимался документ сугубо кулуарно, без какого-либо намека на общецерковное, соборное обсуждение. Не понимая того, что сочиняют просто злую пародию на самих себя, некоторые придворные борзописцы окрестили такой стиль "управляемой соборностью"!

"ЗАВТРА". Насколько нам известно, в сфере церковной издательской деятельности возник новый строгий регламент. Каковы последствия?

В.С. Конечно, от имени Церкви порой издается столько низкопробной, безграмотной литературы, что идея какого-то подобия церковной цензуры носилась в воздухе уже давно. Однако, прежде чем "закручивать гайки", следовало бы создать соответствующую структуру и подготовить в достаточном количестве необходимые кадры, которых на данный момент нет. Вместо этого просто набрали в Издательский совет семинаристов, которые теперь будут старательно выискивать ереси у епископов и маститых протоиереев. Идея, чтобы регулярно собирать ведущих издателей для координации своих планов, — не реализована. В решении Синода по данному вопросу много чего не прописано. Например, как быть с переводными книгами, получившими благословение в иных Поместных Православных Церквях? Как быть с книгами светских издательств, которые порой пользуются немалым спросом на церковном рынке и руководители которых очевидным образом не пойдут благословляться в Издательский совет МП? Совершенно понятно, что институт, задуманный как средство для того, чтобы очистить рынок от всякого рода псевдоправославной литературы, будет теперь использоваться как средство идеологического диктата, причем вполне произвольно. Мне почему-то кажется, что опять править бал будут церковные либералы, захватившие командные высоты в отрасли.

"ЗАВТРА". После информационного наката на Боголюбский монастырь была атакована Оптина пустынь.

В.С. Все смехотворные обвинения, которые воздвигаются на монастырь пока еще в медиасфере, точно так же, как и в случае с Боголюбовым, буквально высосаны из пальца. Рассказывают, например, что некие злые фундаменталисты выгнали из храма, не допустив к причастию, "православного негра-новостильника". Не знаю, какая глобальная политика за этим стоит, новый календарь, что ли, собираются вводить? Я в Оптиной бываю довольно часто, это моя духовная родина, можно сказать. Мне не составило труда расследовать этот несчастный эпизод. Во-первых, всё произошло 10 ноября прошлого, 2009 года. Спрашивается: почему же информационная кампания по дискредитации монастыря развернулась лишь спустя 2,5 месяца? Ответ на такой вопрос бывает обычно довольно простым: просто кто-то от кого-то получил отмашку. Но самое главное: африканец по имени Джон, имеющий паспорт гражданина республики Конго, действительно останавливался в то время в монастыре, и с ним действительно произошла такая история. Только никаким "православным новостильником" он не является и быть им не может по той простой причине, что вообще не принадлежит к православной Церкви, а является самым натуральным католиком, в чём и признался гостиничной, посетовав на то, что у нас "не обретается никакого экуменизма". Стало быть, злые "фундаменталисты", проявив незаурядное чутье, совершили просто благое дело, не допустив к Причастию инославного. Или, может, кому-то не терпится возродить практику "интеркоммуниона", введенного в свое время в нашей Церкви с подачи митрополита Никодима и отмененного Синодом при Патриархе Пимене?

Что же до обвинений оптинцев чуть ли не в расовой нетерпимости и нелюбви к иностранцам, то эта самая беспардонная и наглая ложь. Я много раз лично становился свидетелем необычайно радушного отношения к паломникам как из ближнего, так и из дальнего зарубежья, с некоторыми из коих мы в свое время вместе несли различные послушания. Открытость и гостеприимство — это как раз характерная оптинская черта, не всем монастырям, к сожалению, свойственная. Все-таки дух старцев там очень чувствуется…

"ЗАВТРА". В чем же причина нетерпимого отношения к монастырям со стороны некоторых церковных деятелей?

В.С. Я склонен связывать его с той кадровой революцией в нашей Церкви, которая в свое время была произведена при решающем участии митрополита Никодима (Ротова). Ведь что значит, что высшая власть в Церкви принадлежит монашеству, что у нас нет и не может быть женатого епископата? Это означает попросту, что она принадлежит тем, кто стоит выше других членов Церкви в духовном плане, духовно более умудрен. "По уму" будущий епископ должен не только получить достойное образование, но и пройти начальную школу церковной жизни в монастыре, приобрести навык смирения, пройдя обычный круг монашеских послушаний. Он должен там вжиться в самый строй и ритм церковной жизни, узнать и полюбить Церковь, так сказать, изнутри, из ее духовной сердцевины. И лишь после этого его можно отяготить властью, дающей право распоряжаться судьбами простых клириков, применять к кому-то в случае необходимости канонические прещения, поставлять диаконов и иереев, "вязать и решить", ну и нас, окаянных мирян, "пасти жезлом железным". И это всегда так было, хотя всегда, во все времена случались, конечно, и недостойные епископы. Но, как правило, народ видел: владыка такой же человек, как и мы, только он больше трудился и больше молился, большего достиг в духовной жизни, поэтому и достоин нас учить и наказывать. Что же сделал Никодим? Он, апеллируя к тому, что в Церкви после периода репрессий был острый дефицит кадров и нужно было спасать церковную институцию, пользуясь своими "спецвозможностями", начал ускоренное продвижение молодых, способных клириков по служебной лестнице, нимало не заботясь об их духовном воспитании. Люди за три года буквально "из никого" становились епископами. Разве это нормально? В 22 года — постриг, в 27 — архимандрит, "далее везде". Буйным цветом расцвело явление, которое, конечно, всегда было, особенно в синодальный период, но никогда в таком масштабе — так называемое "карьерное монашество". Любой духовно умудренный человек вам скажет, что столь ранний постриг (за исключением каких-то совсем уж особых и редких случаев явного духовного призвания) — это безумие. В итоге сформировалась генерация, которой весь этот традиционный духовный строй двухтысячелетнего Православия внутренне глубоко чужд, которая слишком верит в свои чисто земные силы, слишком горда своей "образованностью" (каковая тоже ведь отнюдь не абсолютна). Всё это приводит к тому, что разрыв между высшим епископатом и, так сказать, обычными епископами и рядовыми клириками и мирянами все усиливается. Ну и, как следствие — у слишком многих теряется живое чувство духовной реальности Церкви как Тела Христова, как богочеловеческого организма; слишком многие клирики и миряне начинают замещать это чувство чисто рационалистическим, рассудочным подходом, а это и есть корень губительного реформаторства…

Вопросы задавал Андрей Фефелов,

"ЗАВТРА", 3 марта 2010 г.




http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=76655&cf=

No comments:

Post a Comment