Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».

Friday, March 26, 2010

«Для Бога не имеет значения национальность, главное – вера, которая воссоединяет весь мир»

«Для Бога не имеет значения национальность, главное – вера, которая воссоединяет весь мир»
Беседа с епископом Болнисским Ефремом (Гамрекелидзе) (Грузинская Православная Церковь)


Владыка, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, отрочестве, о том, когда вы начали ходить в храм.

– Я родился в 1975 году в городе Батуми. Это был период советской власти, в системе которой не было места религии, истинному Богу. Да и семья моя не была верующей. Но кода я учился в девятом-десятом классах, во мне затеплился огонек веры – вопреки атеистической идеологии, которую тогда все еще активно пропагандировали. Я почувствовал, что есть некие духовные, высшие силы, что есть Бог. Помню, когда я в первый раз зашел в храм, у меня появилось необычное ощущение: как будто я нахожусь в любимом доме, куда так стремится каждый человек. Моя душа сразу этим прониклась. Позже я крестился, начал регулярно посещать богослужения. Вскоре стал пономарем, псаломщиком. То есть я встал на истинный путь служения Господу. Встал исключительно по милости Божией.

– Какой храм вы тогда посещали? Кто был вашим первым духовником?

– Я с 1993 года ходил в кафедральный собор Батуми (кстати, тогда я уже учился в Батумском экономическом университете). Епархией в то время управлял митрополит Иов (Акиашвили; сейчас он митрополит Урбнисско-Руисский). Во владыке и сослужащем ему духовенстве я увидел пример для себя. Именно благодаря им я и выбрал монашеский путь. Немало способствовали этому, конечно, советы и наставления архимандрита Стефана, который по сию пору является моим духовником. Он ввел меня в духовную жизнь и благословил на постриг.

– И все же почему вы выбрали именно монашеское поприще?

– Монашество – это внутренний выбор. Я, проанализировав свою жизнь, окинув взором пути, по которым я бы мог пойти, решил полностью отдать себя Богу. Конечно, семья тоже благословлена Господом, но мирские заботы затрудняют постоянное пребывание с Ним, лишают служение исчерпывающей полноты, отдачи. Я молился Богу, чтобы Он показал мне настоящий путь моей жизни, необходимую мне цель. Родители моего желания не разделяли. Они хотели, чтобы я оставался мирянином, устроил семейную жизнь и сделал светскую карьеру. Но я не мог утаивать от них свои намерения. И, разумеется, не мог я скрываться и от Бога. Так вот: сначала я был послушником, трудился в епископской резиденции, которая находилась в монастыре. В 1996 году на последней неделе Великого поста в храме Святой Троицы меня постригли в монахи с именем Ефрем – в честь преподобного Ефрема Сирина. Я неустанно благодарю Бога за то, что я монах и служу матери-Церкви.

А кто постригал вас в монахи?

– Постриг меня в монахи архимандрит Стефан. Был на тогдашнем богослужении и митрополит Иов. День пострига – это удивительный день. Прошлое умирает, и рождается новый человек. Я тогда просил и сейчас прошу Господа, чтобы Он дал мне силы достойно нести определенный мне крест.

– Когда вас рукоположили в священники?

– В священнический сан меня рукополагали уже в другой епархии, потому что митрополита Иова, как я упоминал, перевели на Урбнисско-Руисскую кафедру. Я сначала подвизался в городе Сураме, а весной 1997 года в городе Хашури владыка Иов рукоположил меня во священники. И меня направили в Итрийский женский монастырь, основанный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там я сделал свои первые шаги как духовник, как пастырь. Там я сполна почувствовал всю ответственность служения перед Престолом Божиим.

Потом меня перевели в город Карели – в храм Благовещения. А вскоре определили в Козипский мужской монастырь.

– Расскажите, пожалуйста, об Итрийском женском монастыре.

– Итрия является базиликой XVI века. Монастырь находится рядом с городом Сурами. Долгое время Итрия была обычной приходской церковью. В храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа – сюда собирался народ со всей Грузии. Понимая значимость этого уникального места, митрополит Иов благословил основать здесь женский монастырь. И работа закипела: построили кельи, стену вокруг территории, колокольню. Очень сильно был разрушен храм, а потому в нем до сего дня проводятся ремонтные работы, реставрация и роспись. В данный момент настоятельницей монастыря является игумения Пелагея. Я служил в этой обители приблизительно полтора года.

– Когда вы стали игуменом?

– В декабре 2000 года по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии. Это было неожиданно для меня. Господь милостив, но Он требует большего, когда ты поднимаешься по ступеням вверх.

– Вы были наместником Козипского мужского монастыря. Чем известна эта обитель?

– Козипский монастырь стал мне как-то по-особому дорог. Обитель очень древняя, но долгое время была в запустении. Восстановление монастыря началось в 1997 году. Главная церковь – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – датируется XIII веком. А самый древний храм на территории монастыря относится и вовсе к VII столетию – приблизительно с этого времени, как считается, и началось формирование монастыря. Всего в обители пять храмов, также есть костница, куда складывались кости монахов. Сейчас эта усыпальница восстановлена, там есть придел во имя Лазаря Четверодневного. Вообще, от внешних нападений пострадало много козипских монахов, что доказано раскопками на территории обители. К сожалению, пространной достоверной истории монастыря не сохранилось. Авторы XVII века пишут о том, что Козипский монастырь очень необычный и красивый, но не является действующим, так как находится в ущелье Дзами – на перекрестке Джавахети и Боржомского ущелья, откуда на него и нападали враги. Через эту дорогу они проходили на территорию Картли. У подножия горы находится монастырь Кинцвиси. А если подниматься к вершине, можно насчитать 30 обителей. По благословению митрополита Иова во всех возобновили иноческую жизнь. Два с половиной года я был настоятелем Козипского мужского монастыря. За это время удалось восстановить два храма: во имя святого Георгия Победоносца и архистратига Михаила. Значение Козипской обители трудно переоценить: она на протяжении долгих веков остается главной среди других монастырей ущелья Дзами.

– Очень много для восстановления Козипского монастыря сделал покойный архимандрит Шио. Поделитесь своими воспоминаниями о нем.

– Да, главным вдохновителем и первым наместником Козипского монастыря стал молодой архимандрит Шио. Он был удивительным человеком. Мы вместе жили и служили еще в Батуми. Когда он был направлен в Козипскую обитель, она находилась в плачевном состоянии. Но кипучая энергия отца Шио, его горячее упование на Господа сделали свое дело. Козипский монастырь в 1998 году был восстановлен: тогда в обитель на торжественное богослужение приезжал Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Архимандрит Шио был по-настоящему духовным человеком. Он даже обладал даром прозорливости, но никогда его не показывал, поскольку не считал этот дар своим. Родом он был из города Боржоми. Вместе с братом он пришел в Батуми – служить Богу. Его брат потом женился, а Шио стал монахом. Молодой архимандрит был добрым, искренним и беззаветно преданным Богу. Каждое его действие, слово было хвалением Господа. Жизнь рядом с ним приносила ни с чем не сравнимую радость. Каждый его день проходил в труде – напряженном, подчас непосильном. Этот труд был внутренним подвигом поста и молитвы, общения с людьми, а также тяжелой физической работой. Одним словом, он был и остается для меня образцом монашества и духовничества. Помимо Козипского, отец Шио восстановил Дзамский и Тбетский монастыри. Батюшка подвизался в Кинцвисской обители, в Урбниси. Он любил всех, и все тянулись к нему. Но по воле Божией он погиб в автокатастрофе. Господь принял его душу в Царствии Небесном. Жизнь и деяния архимандрита Шио непротиворечиво доказывают следующее: неважно, как долго будет жить человек на земле, главное – чтобы он любил Бога, любил ближнего и понял смысл своей земной жизни. Несомненно, отец Шио прожил свою земную жизнь достойно.

– Как была устроена жизнь насельников в Козипском монастыре в пору вашего настоятельства?

– В монастыре постоянно проживало шесть монахов. Но ежедневно приезжали многочисленные паломники. Устав в монастыре очень строгий. Литургии совершались практически каждый день. В 3 часа ночи начиналась полунощница, далее читалось и пелось все, что указано в Типиконе. Послушания начинались сразу после литургии. Трапезовали два раза в день. Далее было время отдыха – очень короткое. Затем следовало келейное правило, в 3 часа ночи – снова полунощница. Бытовые условия были трудными, но в монастыре царила любовь, братия всегда поддерживали друг друга.

– Как вы восприняли известие о предстоящей епископской хиротонии?

– Я всегда искал скромной жизни, молитвенного уединения. Я хотел просто, не напоказ служить Богу. Поэтому я и пошел в монастырь. Разумеется, я не думал об архиерействе. И новость о предстоящей епископской хиротонии застала меня врасплох. В один зимний день, когда все было завалено снегом, в том числе и дорога в монастырь, митрополит Иов вместе с епископом Сванетским Иларионом (Китиашвили) все же добрались сюда. Надо сказать, что в Козипском монастыре не было телефона, так как линиям связи туда не дотянуться, а значит, предупрежден об их визите я не был. А тут еще такая новость: Священный Синод Грузинской Православной Церкви выбрал меня для рукоположения в архиерея. От удивления я не мог ничего сказать. Я воспринял это как милость Господа, Который удостоил меня, многогрешного, такой чести. Епископство – это новая степень ответственности, масштабность которой трудно себе представить. Если было бы мое желание, я остался бы в монастыре, но Священный Синод уже все решил. После этого известия я, конечно, встречался со Святейшим Патриархом Илией, который сказал: «Господь милостив, и нужно подчиниться воли Божией, ведь желание Церкви состоит в том, чтобы ты принял епископство как послушание». В декабре 2007 года я был хиротонисан в архиерея.

– Когда была основана окормляемая вами Болнисская епархия?


Болнисский Сиони
– Болнисская епархия имеет давнюю историю. Она была основана в V веке; в это время, при святом царе Вахтанге Горгасале, Грузинская Православная Церковь получила автокефалию. Тогда возникло двенадцать епархий и одна из них – Болнисская. До настоящего времени сохранился древнейший кафедральный собор – Болнисский Сиони. Епархия, как и вся Грузия, на протяжении своего существования видела разное. Здесь служили великие подвижники. Было время, когда Православие в Болнисси искоренялось, но потом здесь снова поселялись православные грузины, и молитва Христова звучала еще громче. Сегодня Болнисская епархия является неотъемлемой частью Грузинской Православной Церкви. Епархия находится в самой крайней части Грузии – на границе с Азербайджаном. Понятно, что в этой области проживает много азербайджанцев-мусульман. В общем, все непросто. На нас возложена ответственная миссия – донести слово Божие до всех людей. Чтобы вера, несмотря на национальные различия, соединяла каждого человека с Богом, чтобы укрепляла его духовные и телесные силы. Наконец, мы должны бережно хранить и преумножать традиции наших великих предков, которые мужественно исповедовали Православие в этом многоконфессиональном крае. Назову хотя бы известного грузинского писателя, ученого и политического деятеля Сулхан-Саба Орбелиани, который был воспитателем будущего царя Вахтанга IV. В нашей епархии расположено немало старинных монастырей: пять – мужских и один – женский. В последние три года в них идет активная реставрация. Одновременно умножается число духовенства и монашествующих. Есть у нас своя духовная гимназия, издательство, издается «Епархиальный вестник».

– Какие архиереи управляли Болнисской епархией за время ее существования?

– Архиереев, которые в разное время управляли епархией, много, однако сведения о них зачастую весьма обрывочны. Я хотел бы назвать одного из них – владыку Иоанна Болнели. Он подвизался на рубеже IX–X веков и был известен как образованнейший богослов и блестящий проповедник. Его творения изданы, но, к сожалению, почти не востребованы широкой православной аудиторией. Меж тем из них можно почерпнуть много полезного, они обладают сильным духовным зарядом. Мы сейчас тщательно исследуем жизнь этого архиерея и хотим ходатайствовать перед Священным Синодом о причислении владыки Иоанна к лику святых. Также кафедрой управляли архиепископы Иосиф Болнели и Николай Болнели. Однако о них мы знаем совсем мало. Пробелы в истории Болнисской епархии ощутимы, и наш долг – их восполнить.

– На территории вашей епархии расположен архитектурный памятник мирового значения – собор Болнисский Сиони, который датируется V веком. В каком состоянии он находится в настоящее время? Совершаются ли в нем богослужения?


Изображение креста на стене храма Болнисский Сиони (V в.)
– Как я уже сказал, Болнисский Сиони является кафедральным собором епархии. Он находится в семи километрах от города Болнисси. Я лично возглавляю в соборе все воскресные и праздничные службы. В эти дни храм переполнен молящимися. Болнисский Сиони уникален тем, что на его стене сохранилась надпись V века, в которой говорится о времени создания собора и называется имя строителя. Это епископ Давид (470–480). Предполагается, что по его благословению и под его непосредственным руководством и был построен Болнисский Сиони. Надо отметить, что надпись на стене ценна сама по себе: она является образцом древней грузинской письменность хуцури. Также на стенах есть изображение креста, именуемого Болнисским, а в алтарной части сохранились красивые фрески. Необходимо сказать, что, несмотря на то, что в Грузии много старых храмов, исконные изображения в них почти утрачены. В этом смысле Болнисский Сиони уникален. Люди приезжают к нам не только со всей Грузии, но и со всего мира, чтобы посмотреть на этот памятник архитектуры и духовности, памятник, который потрясает своим величием на протяжении полутора тысяч лет. Понятно, что Болнисский Сиони – очень ветхий собор, со следами разрушения от времени. Из источников известны такие факты: в XVII веке обвалилась крыша, в связи с этим начались регулярные ремонтные работы. А в XIV столетии, во время татаро-монгольского нашествия, в соборе заперли 500 человек и сожгли их заживо. Следы от того пожара можно увидеть на стенах храма и сейчас. Останки мучеников долгое время хранили в костнице, под собором. В советское время они бесследно исчезли и до сих пор не найдены.

– Какими еще храмами и монастырями славится Болнисси?

– Широко известен мужской монастырь Цугругашени XII века, храм Казаретской Троицы XIII столетия, храм святителя Николая в Тандзиэ XVII века, а также Питарецкая мужская обитель. Всего на территории Болнисской епархии 200 храмов и монастырей. Мы делаем все возможное, чтобы восстановить их, чтобы в них служилась Божественная литургия. В этом году мы планируем открыть два монастыря. По всей епархии на данный момент действуют 16 храмов, где богослужения совершаются постоянно. А для этого, естественно, нужны священнослужители.

– Как вы готовите кандидатов для рукоположения в диаконы и иереи?

К этому нужно подходить очень внимательно и с большой осторожностью. Тот, кого выбирает Бог, проходит определенную подготовку, после которой поступает в духовную семинарию. Бывает, некоторые ее выпускники подолгу живут в монастыре и послушаются. Мы наблюдаем их духовную жизнь. И если мы понимаем, что у них уже есть очевидное расположение, необходимые знания, полная готовность принять сан, то мы ставим их сначала в иподиаконов, а затем и в священнослужителей. Слава Богу, недавно в нашей епархии иерейскую хиротонию приняли десять кандидатов.

– Владыка, наверняка ваше архиерейское служение не обходится без сложностей…

– Да, это так. Но этот крест я получил от Бога. Если человек будет надеяться на Господа, будет молитьсяи просить Его о помощи, Он непременно поможет. Бог управляет,а мы просто выполняем Его волю. У нас есть Патриарх Илия – духовный отец и наставник всего грузинского народа. Если у меня возникают какие-нибудь сложности, то я обращаюсь к нашему предстоятелю и всегда получаю помощь. Еще я часто прошу наставлений у митрополита Иова и своего духовника. Конечно, я многому учусь. Это нормально. Недаром есть такое присловие – «учеба до смерти». Пройденные годы, без сомнения, дали мне драгоценный опыт. Но подчеркну еще раз: своими силами справиться с любым послушанием, в том числе и с епископским, невозможно. Простым апостолам Господь дал столько сил, что через них было проповедано о Христе всему миру, проповедано без оружия, но мирным словом и при помощи благодати Святого Духа. Та же самая благодать действует и сегодня в Церкви. Наша жизнь должна быть направлена к Христу, и каждый день мы должны жить только во славу Божию.

– С какими проблемами сталкивается ваша епархия? Что вас более всего занимает сейчас?

– Главная проблема – это духовное состояние народа. К сожалению, большинство людей не до конца осознает глубину христианского учения. Я хочу, чтобы как можно больше моих соотечественников стали членами Церкви, чтобы они посещали храмы, участвовали в таинствах. Это счастье, когда хотя бы один человек с покаянием заходит в церковь и обращается к Богу с молитвой. Конечно, есть у нас материальные, бытовые проблемы: отсутствие епископской резиденции, недостаток в средствах на реставрацию храмов, плохие дороги до церквей и монастырей, нехватка священнослужителей. Но все это решаемо – просто требуется время. А вот духовно-нравственные проблемы, которые возникают у людей, не терпят никаких отлагательств. Очень отрадно, что во время Великого поста увеличивается число молящихся в храмах. Это вселяет надежду!

– Есть ли случаи, когда азербайджанцы-мусульмане, живущие по соседству с православными, признают истинного Бога, крестятся, отмечают христианские праздники?

– Да, такие случаи есть. Я не могу сказать, что это происходит часто, но у нас с азербайджанцами сложились добрые отношения, которые очень многое значат и дорогого стоят. Недавно мы крестили трех человек. Они сделали этот шаг сознательно, без принуждения, давления. Один из них – мужчина в преклонном возрасте, который в настоящее время живет при церкви. Второй – юноша, который стал пономарем. Третья – молодая девушка, которая вместе с монахинями уже изучила древнегрузинскую письменность и несет послушание псаломщицы. Хотелось бы думать, что эти случаи послужат примером для многих. Тем более что хорошо известны исторические прецеденты: например, Або Тбилели, Ражден – первые святые Грузинской Православной Церкви – были арабами. Мы, православные грузины, должны своими делами показывать пример азербайджанцам, искать точки взаимопонимания, и они непременно ответят тем же. Приведу такой пример: когда меня назначили в Болнисскую епархию, я очень плохо ориентировался в местности, а ведь храмы и монастыри находились в лесах и горах. И тогда на помощь мне пришли азербайджанцы, знающие здесь каждую тропку и ущелье. Показывая мне дорогу, консультируя в строительных, хозяйственных вопросах, они проявляли уважение к своим и нашим предкам, которые строили эти храмы и монастыри. Знаете, я много раз видел, как азербайджанцы входят в православный храм, зажигают свечи и своеобразно молятся. Они говорят, что Бог один. У них есть уважение к храму – как к дому Божиему. А мы, в свою очередь, молимся, чтобы Господь открыл им ум и сердце, чтобы они пришли в Церковь. Для Бога же не имеет значения национальность, главное – вера, которая воссоединяет весь мир. И тогда люди начинают говорить на одном языке – на языке Божием, несмотря на разный менталитет, исторические и культурные различия.

– Как должна помогать Церковь людям, которые признали истинную веру, но в силу определенных причин не могут открыто исповедовать Православие?

– Церковь должна облегчить ситуацию, сделать так, чтобы общество не давило на тех, кто принял Православие. Но истории здесь бывают самыми разными. В тех случаях, о которых я уже рассказал, было все ясно: люди пришли домой и заявили, что выбрали христианский путь, и никто им не препятствовал. Но иногда азербайджанцы крестятся тайно и просят нас никому не говорить об этом. Да, это достойный поступок, когда человек публично заявляет о своем решении. Но в ответ он может услышать слова осуждения и унижения. Не каждый может их вынести стойко. Вера – это путь, путь долгий… Именно поэтому, выстраивая добрососедские отношения с азербайджанцами, мы хотим, чтобы они увидели наконец истину, чтобы они сделали свой свободный и единственно правильный выбор и стали нашими братьями и сестрами, членами Христовой Церкви.

С епископом Ефремом (Гамрекелидзе) беседовал Шио Отарашвили,
студент 2-го курса СДС
23 / 03 / 2010



http://www.pravoslavie.ru/guest/34607.htm

No comments:

Post a Comment