НЕ НАДО БОЯТЬСЯ ВОЕННЫХ ПАТРИОТОВ (ПОЛИТИКИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ О НОВОМ ШКОЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ)
12.03.2010 17:33
Большинство опрошенных REGIONS.RU/"Новости Федерации" парламентариев и общественных деятелей не разделило опасения тех, кто выступает против введения военно-патриотического воспитания в школах. По их мнению, подрастающее поколение должно научиться не только любить, но и защищать свою страну.
На днях известные общественные деятели либерального направления - Людмила Алексеева, Елена Боннэр, Сергей Ковалев, Борис Стругацкий, Леонид Гозман и др. - сообщили, что, по их данным, концепцией федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года предусмотрено введение в российских школах обязательного предмета "Военно-патриотическое воспитание".
В заявлении правозащитников говорится, что "военно-патриотическое воспитание всегда понималось и понимается в качестве целостной идеологической доктрины". "Само понятие "военно-патриотическое воспитание" далеко выходит за пределы воспитания любви к Родине, естественной привязанности к своей культуре, к родному краю, к своей стране", - пишут общественные деятели.
"Такое воспитание прямо предусматривает формирование мировоззрения, основанного на культе государства, нации и армии, неизбежно включает в себя тенденциозное препарирование и мифологизацию истории своей страны, некритическое прославление тех войн, которые велись собственной страной, культ сильной централизованной власти, - отмечается в документе. - Все вместе это насаждает национализм, внушает детям и подросткам представление о безусловном приоритете интересов государственной власти и национальных чувств над иными ценностями, в том числе общечеловеческими, гуманистическими и подлинно религиозными".
По мнению общественных деятелей, система образования должна строиться "на основе современных гуманистических и демократических принципов, безусловного уважения прав и достоинства личности, на объективном и всестороннем информировании учащихся о событиях прошлого и о сегодняшнем положении в нашей стране и мире".
Как вы относитесь к возможному введению в школах такого предмета? Считаете ли обоснованными опасения правозащитников? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат парламента и общественным деятелям.
"Крайне необходимым" назвал предмет "Военно-патриотическое воспитание" первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев.
"Такие просторы, как наши, необходимо сохранять, оберегать и защищать, поэтому школьники должны изучать военное дело", - заявил сенатор.
Кроме того парламентарий высказал убеждение, что патриотического воспитания без хотя бы минимальной военной подготовки быть не может. "Патриотизм – это, как известно, любовь к родине. Но любовь к родине заключается и в том, что гражданин при малейшей опасности для страны в любую минуту мог бы встать на ее защиту", - подчеркнул политик, заметив, что без специальной подготовки этого сделать не удастся.
В связи с этим сенатор выразил недоумение выступлением правозащитников относительно нового школьного курса. "Я удивлен их заявлением. Более нужного предмета в современных условиях быть не может", - резюмировал Владимир Гусев.
"Правильным" считает намерение ввести в российских школах "Военно-патриотическое воспитание" заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам, охране окружающей среды и экологии, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума.
"Невозможно воспитывать у молодежи чувство патриотизма, культ Родины, если у школьников не будет элементарных знаний из военного курса", - заявил сенатор. При этом парламентарий выразил уверенность, что уроки по военно-патриотическому воспитанию не превратятся в "пропаганду идей военной идеологической доктрины". "Главная цель этого предмета – привить подрастающему поколению любовь к родине. Другая цель - настроить ребят на службу в армии", - отметил политик.
Сенатор посоветовал правозащитникам, высказавшим опасение в отношении нового курса, не искать в его названии никаких подвохов. "Военно-патриотическое воспитание – это совсем не значит воспитание военных агрессоров. Захватчиков из российской молодежи воспитывать никто не собирается", - подчеркнул парламентарий.
Василий Дума также порекомендовал правозащитникам "заниматься своими прямыми обязанностями – следить за свободой слова и за содержанием людей в тюрьмах".
Отрицательно относится к идее изучать в школах "Военно-патриотическое воспитание" заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок.
"Российских граждан необходимо воспитывать патриотами, это бесспорно. Но патриотизм должен преподаваться на основе настоящей реальной истории, а не с помощью агиток, дескать, мы – самые сильные, крутые, поэтому нас все должны бояться", - заявил сенатор.
Вместе с тем парламентарий полагает, что минимальную военную грамотность давать в школах также можно. Но это не должен быть курс, подобный существовавшему в советское время предмету "Начальная военная подготовка", заметил политик. "Рассказывать сегодня, куда бежать в случае бомбежки, было бы странно. В наши дни куда важнее учить навыкам оказания первой помощи, поведения в стрессовых, чрезвычайных ситуациях", - считает Александр Починок.
Председатель Комитета Госдумы по безопасности, член фракции "Единая Россия" Владимир Васильев считает, что идея о преподавании в школах "Военно-патриотического воспитания" заслуживает "самого внимательного отношения".
"В первую очередь такой предмет позволит обеспечить системную подготовку наших призывников к службе в армии", - заявил депутат. По его словам, за год службы молодые воины далеко не всегда успевают постичь все армейские премудрости, а новая дисциплина поможет им приходить в армию уже с конкретными знаниями.
Парламентарий подчеркнул, что сегодня "немало семей охотно отправляют своих детей в военизированные учреждения - кадетские корпуса, казачьи школы и т.д." "Там они не понаслышке узнают о таких понятиях как доблесть, дисциплина, защита слабых, патриотизм, борьба за справедливость", - отметил Владимир Васильев.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, член фракции "Единая Россия" Михаил Гришанков считает необходимым введение в школах предмета "Военно-патриотическое воспитание".
"Подобная дисциплина может называться и как-то по-другому, но главная ее задача - прививать с детства чувство ответственности за себя, за своих близких, за общество и страну", - заявил депутат. В связи с этим, как подчеркнул Гришанков, такой предмет "не может иметь на сто процентов милитаристский уклон".
Одной из целей нового предмета, "хотя и не главной", депутат назвал моральную подготовку молодых людей к службе в армии. "В последнее время государство сделало все, чтобы служба в вооруженных силах стала достойной и престижной", - подчеркнул Гришанков.
Он также обратил внимание, что предметы, подобные "Военно-патриотическому воспитанию", существуют сегодня во многих цивилизованных странах. "Скаутское движение в Соединенных Штатах - из той же области", - заметил депутат.
При этом парламентарий считает "беспочвенными" опасения и критику в отношении нового предмета со стороны ряда российских правозащитников. "Думаю, что они связаны с теми негативными явлениями, которые имели место в советский период", - полагает Михаил Гришанков.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции "Единая Россия" Александр Чухраев не разделяет мнений тех, кто высказывается против введения в школах нового предмета.
"Этот предмет нужен, чтобы приучать детей и подростков к изучению истории и уважению традиций своей страны, чтобы нам не порождать "Иванов, не помнящих родства", - заявил депутат. При этом он высказался за то, чтобы новую дисциплину вели люди, которые любят и хорошо знают свой предмет, а главное - способны адаптировать его к интересам и устремлениям современной молодежи.
Как считает парламентарий, предмет "Военно-патриотическое воспитание" должен быть основан на "общечеловеческих, исторических и духовных ценностях, присущих нашему народу". "Нужно суметь доказать сегодняшним школьникам, что патриотизм - это реальное явление, а не пустое слово", - подчеркнул Александр Чухраев.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, член фракции "Справедливая Россия" Татьяна Москалькова считает "надуманными" опасения ряда российских правозащитников в связи с возможным введением в школах страны нового предмета.
"Если мы ищем национальную идею, то военно-патриотическое воспитание - это как раз то, что лежит в основе любого, сильного и независимого государства", - заявила депутат. По ее словам, новый предмет должен быть направлен прежде всего на "морально-нравственное воспитание подрастающего поколения, на развитие у него гражданских чувств". "Желание и умение приносить пользу своей стране - это то, что мы утеряли за последние годы", - отметила парламентарий.
Москалькова обратила внимание, что в рамках парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси успешно действует программа, направленная на "поднятие престижа гражданско-патриотического воспитания" в двух дружественных государствах. Кроме того, депутат напомнила, что под эгидой ОДКБ на протяжении последних лет проходят ежегодные слеты военно-патриотической молодежи. "Подобные мероприятия поднимают настроение, патриотический дух, а главное - объединяют молодежь под идеей создания единого пояса безопасности вокруг государств СНГ", - подчеркнула Татьяна Москалькова.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов с пониманием относится к позиции ряда правозащитников, выступающих против введения в школах "Военно-патриотического воспитания".
"Очевидно, они опасаются прежде всего, что этот предмет будет излишне идеологизирован и тенденциозен", - заявил депутат. Сам он является сторонником появления в России подобной дисциплины, но считает, что подход к ее преподаванию должен быть грамотным и взвешенным.
По мнению депутата, соответствующий учебник должен быть основан не на общих патриотических постулатах, а на конкретных примерах самых лучших достижений в истории страны. Как сказал Шудегов, речь следует вести не только о военных и государственных достижениях, но и об успехах в области живописи, музыки, балета, освоения космоса и т.д.
По словам парламентария, нужно сделать все возможное, чтобы новый предмет не вызвал отторжения у нашей молодежи, а, напротив, вызвал интерес к истории российского государства и его современному развитию. "Стоит всячески пропагандировать любые примеры, где Россия находится на передовых позициях, и воспитывать на этом молодежь", - подчеркнул Виктор Шудегов.
президент Славянского фонда России Галина Боголюбова считает, что введение в российских школах обязательного предмета "Военно-патриотическое воспитание" пойдет на пользу обществу.
"В совокупности с военной подготовкой данный предмет поможет сделать наших мальчишек еще более мужественными", - сказала она.
Галина Васильевна считает необоснованными опасения правозащитников, а их протесты - неконструктивными.
"Прежде чем высказывать свои опасения, нужно предложить альтернативные варианты решения проблемы", - заявила она. "У нас сейчас молодежь стала настолько либеральной, что ценности у них другие совсем. Мы сейчас ставим вопрос о формировании патриотического чувства, а на чем оно будет формироваться, непонятно. Поэтому, думаю предмет "военно-патриотическое воспитание" будет очень хорошей основой для формирования патриотизма у молодежи", - подытожила Галина Боголюбова.
http://www.regions.ru/news/2276747/
Bloomington
-
Just published: an article by Mark Sedgwick (me) on "The Traditionalist
micro-utopia of *Bloomington*, Indiana," in the *Journal of Political
Ideologies*...
1 day ago
No comments:
Post a Comment