Церковные ВѢХИ

Extra Ecclesiam nulla salus. Outside the Church there is no salvation, because salvation is the Church. For salvation is the revelation of the way for everyone who believes in Christ's name. This revelation is to be found only in the Church. In the Church, as in the Body of Christ, in its theanthropic organism, the mystery of incarnation, the mystery of the "two natures," indissolubly united, is continually accomplished. -Fr. Georges Florovsky

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!

ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ Ή ΘΑΝΑΤΟΣ!
§ 20. For our faith, brethren, is not of men nor by man, but by revelation of Jesus Christ, which the divine Apostles preached, the holy Ecumenical Councils confirmed, the greatest and wisest teachers of the world handed down in succession, and the shed blood of the holy martyrs ratified. Let us hold fast to the confession which we have received unadulterated from such men, turning away from every novelty as a suggestion of the devil. He that accepts a novelty reproaches with deficiency the preached Orthodox Faith. But that Faith has long ago been sealed in completeness, not to admit of diminution or increase, or any change whatever; and he who dares to do, or advise, or think of such a thing has already denied the faith of Christ, has already of his own accord been struck with an eternal anathema, for blaspheming the Holy Ghost as not having spoken fully in the Scriptures and through the Ecumenical Councils. This fearful anathema, brethren and sons beloved in Christ, we do not pronounce today, but our Savior first pronounced it (Matt. xii. 32): Whosoever speaketh against the Holy Ghost, it shall not be forgiven him, neither in this world, neither in the world to come. St. Paul pronounced the same anathema (Gal. i. 6): I marvel that ye are so soon removed from Him that called you into the grace of Christ, unto another Gospel: which is not another; but there be some that trouble you, and would pervert the Gospel of Christ. But though we, or an angel from heaven, preach any other gospel unto you, than that which we have preached unto you, let him be accursed. This same anathema the Seven Ecumenical Councils and the whole choir of God-serving fathers pronounced. All, therefore, innovating, either by heresy or schism, have voluntarily clothed themselves, according to the Psalm (cix. 18), ("with a curse as with a garment,") whether they be Popes, or Patriarchs, or Clergy, or Laity; nay, if any one, though an angel from heaven, preach any other Gospel unto you than that ye have received, let him be accursed. Thus our wise fathers, obedient to the soul-saving words of St. Paul, were established firm and steadfast in the faith handed down unbrokenly to them, and preserved it unchanged and uncontaminate in the midst of so many heresies, and have delivered it to us pure and undefiled, as it came pure from the mouth of the first servants of the Word. Let us, too, thus wise, transmit it, pure as we have received it, to coming generations, altering nothing, that they may be, as we are, full of confidence, and with nothing to be ashamed of when speaking of the faith of their forefathers. - Encyclical of the Holy Eastern Patriarchs of 1848

За ВѢру Царя И Отечество

За ВѢру Царя И Отечество
«Кто еси мимо грядый о нас невѣдущиiй, Елицы здѣ естесмо положены сущи, Понеже нам страсть и смерть повѣлѣ молчати, Сей камень возопiетъ о насъ ти вѣщати, И за правду и вѣрность къ Монарсѣ нашу Страданiя и смерти испiймо чашу, Злуданьем Мазепы, всевѣчно правы, Посѣченны зоставше топоромъ во главы; Почиваемъ въ семъ мѣстѣ Матери Владычнѣ, Подающiя всѣмъ своимъ рабомъ животь вѣчный. Року 1708, мѣсяца iюля 15 дня, посѣчены средь Обозу войсковаго, за Бѣлою Церковiю на Борщаговцѣ и Ковшевомъ, благородный Василiй Кочубей, судiя генеральный; Iоаннъ Искра, полковникъ полтавскiй. Привезены же тѣла ихъ iюля 17 въ Кiевъ и того жъ дня въ обители святой Печерской на семъ мѣстѣ погребены».

Tuesday, March 23, 2010

НАСКОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

НАСКОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
23.03.2010 12:57


Недавний опрос, проведенный Фондом "Общественное мнение", показал, что Русская Православная Церковь пользуется очень высокой поддержкой населения.

Православными считают себя 72% населения России (это на 12% больше, чем в 2008-2009 гг), хотя полностью воцерковленных (регулярно посещающих храм и причащающихся) - только 4%, и эта цифра в последние годы не менялась. Атеистами себя назвали 11%, мусульманами - 7%, к инославным христианским вероисповеданиям отнесли себя 2% опрошенных.

С утверждением "православие необходимо России", согласны 84% опрошенных, среди них представители разных религий. Согласились с тем, что введение в школах предмета "Основы православной культуры" пойдет на пользу обществу, 62%.

"Соответствуют ли эти данные вашим впечатлениям? Чем вы объясняете такой большой разрыв между числом "номинальных" и воцерковленных православных? Как по-вашему, будет ли он в ближайшие годы сокращаться или расти, и почему?" - с такими вопросами корреспондент REGIONS.RU обратился к священнослужителям.


Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии, счел, что 4% воцерковленных - цифра несколько заниженная.

"Но громадный разрыв между числом номинальных и воцерковленных православных действительно имеет место. И это вполне закономерно. Воцерковление - очень трудный и глубокий процесс. Здесь нужна строгая дисциплина и серьезная внутренняя работа. Многим сейчас это просто не под силу. Но от того, как пойдет этот процесс, во многом зависит будущее всего нашего Отечества", - сказал он.

"При этом само по себе внешнее соблюдение доктринальных нормативов ни к чему не обязывает. Это никак не влияет на качественную перестройку нашего общества. Нужно, чтобы изменения происходили в душах", - отметил протоиерей.

"А судить о перспективах процесса воцерковления пока сложно. Я бы сказал, что пока ситуация достаточно стабильна, и отметил присутствие положительных тенденций, - может быть, и не очень заметное. Многое зависит от самих верующих людей и от отношений Церкви с обществом и государством", - заключил он.


Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, счел данные опроса, по крайней мере, в отношении православных, вполне объективными.

"Действительно, существует очень большая "вилка" между числом людей, идентифицирующих себя с православной традицией - и реально церковных верующих. Хотя мне все же представляется, что в больших городах этот разрыв не столь велик. И сегодня тенденция такова, что чем больше город и чем выше там образовательный ценз, тем выше там процент людей не только декларирующих свое православие, но реально находящихся в Церкви", - отметил он.

"Исходя из этого, можно определить реальную задачу христианского свидетельства нашей Церкви: не столько добираться до удаленных уголков вселенной, сколько шаг за шагом приближать к реальной жизни в Церкви людей, называющих себя православными, но в головах у которых при этом мировоззренческая "каша". Именно сейчас, как мне кажется, эта задача осознана нашим священноначалием. И именно эта задача перевода людей из декларативного православия в православие реальное или будет осуществлена Церковью, или мы так и останемся хоть и более здоровым, но в абсолютных цифрах - меньшинством", - заключил отец Максим.


Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, выразил соменение, что процент атеистов действительно так высок.

"Настоящих атеистов, т.е. людей с четкой и активной позицией, сознательно борющихся с религией, по-моему, не больше каких-то десятых процента. Примерно столько же их было и в годы государственного атеизма. Большая часть опрошенных "атеистов", по-моему, просто религиозно индифферентные люди", - сказал он.

"А в целом данные опроса кажутся мне вполне правдоподобными. Причем большой разрыв между реально верующими и только декларирующими свою веру по соображениям этническим и культурным, существует, по-моему, не только в православии, но и в исламе. Объясняется этот разрыв, как мне кажется, тем, что реальная вера и религиозная жизнь требуют большой самоотдачи и напряжения сил - при том, что эти усилия не направлены на приобретение каких-то материальных благ", - считает священник.

"Резкого взлета религиозного энтузиазма ожидать, наверное, не стоит. Но постепенное увеличение процента по-настоящему верующих, по-моему, уже очевидно. Другое дело, что верующих, ищущих от веры не помощи в житейских обстоятельствах, а личных отношений с Богом, всегда будет очень мало. И даже при общем росте их процент всегда будет очень невысоким", - заключил отец Александр.


Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, также счел данные о четырех процентах воцерковленных православных заниженной.

"Во-первых, методы и техники, используемые в социологических исследованиях, очень субъективны. Во-вторых, по каким критериям определить степень воцерковленности? Это так же непросто, как среди врачей высчитывать процент настоящих профессионалов. Мне известны результаты других социологических опросов, которые показывают, что за последние 20 лет количество воцерковленных людей увеличилось с 3 до 8%, и мне кажется, что в этих цифрах отражается реальная тенденция и перспектива", - сказал он.

"Объяснить же разрыв в количестве номинальных и воцерковленных христиан можно массовой симпатией к нравственной и культурной традиции русского православия, с одной стороны, и трудностью узкого пути воплощения этического и аскетического идеала христианства в жизни конкретного человека, с другой. Будет ли этот разрыв сокращаться или расти, во многом зависит от миссионерской активности Церкви и ее открытости людям, от искренности веры и жертвенности служения священства, и, конечно, от Господа Бога, Который Сам приводит людей к вере, покаянию и спасению", - заключил отец Алексий.


Мухаммедгали-хазрат Хузин, председатель Духовного управления мусульман Пермского края (ДУМ ПК), сказал, что искренне рад тому, что к вере возвращается молодежь.

"Я думаю, любой опрос предоставляет не точные цифры статистики, а некую тенденцию и настроение в обществе, поэтому я бы не стал безоговорочно верить данному опросу. Что касается номинальной принадлежности к религии, то у мусульман раньше никогда такого понятия не было. Ислам определяет все стороны жизни мусульманина - распорядок дня, питание, одежду, семейную жизнь и так далее. У нас даже в советское время соблюдались все традиции. Сегодня же понятие "номинальный мусульманин" имеет место, но все же верующих мусульман больше, чем неверующих", - сказал он.

"Православие же, в отличие от ислама, не определяет все стороны жизни человека, поэтому и номинальных православных больше, чем практикующих", - подчеркнул он.

"Думаю, процент воцерковленных православных будет расти. Насколько я могу судить, сегодня в церквах гораздо больше прихожан, чем "захожан", и очень много молодежи. Я вижу, что не просто так люди носят крестики, а действительно каждые выходные ходят в церкви и молятся. Это не может не радовать", - заключил Мухамметгали-хазрат.


Муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов считает, что определить точное количество представителей тех или иных конфессий в нашей стране могла бы лишь перепись населения.

"Такая тема будет актуальна, когда пройдет перепись населения. Только перепись действительно поможет грамотно составить статистику в данной сфере", - выразил он свое убеждение.

"Мы сегодня наблюдаем такую тенденцию: люди с трудом сами решают, верующие они или нет, поэтому сложно оценить, правильные ли в данном опросе результаты. Часто к той или иной религии себя относят просто по национальному признаку. Так, 52 национальности в России считают себя мусульманскими. Не все представители этих национальностей посещают мечети, но все равно они относят себя к мусульманам", - сказал он.

"Не думаю, что верующих и не верующих стоит определять по тому, с какой частотой люди ходят в церковь или в мечеть: все-таки вера - она в душе человека. Но в последнее время люди стали более грамотными в вопросах религии. Поэтому мне кажется, процент практикующих верующих будет расти", - заключил Альбир-хазрат.


Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, полагает, что разрыв между числом номинальных и практикующих верующих должен в ближайшие годы сократиться.

"Думаю, что данные ФОМ вполне объективны; они соответствуют тому, что предположил бы я на основе своих наблюдений", - сказал он. "Нужно вспомнить опыт нашей российской истории, который свидетельствует, что христианство в его православной версии выразило ответ на чаяние человека. В "Повести временных лет" послы князя Владимира, побывавшие на православной литургии, говорят ему: "Мы были на небесах, находясь на земле". Это и есть чаяние человека о счастье и блаженстве. С принятием этого ответа, который был дан в христианстве, связанно укоренение и развитие российской истории. А потом произошел разрыв, который не удается преодолеть по сей день. Точно то же самое происходит и в Западной Европе", - подчеркнул отец Эдуард.

"На мой взгляд, процент воцерковленных православных будет расти с каждым годом. Мы уже сейчас видим, что в церкви стало приходить больше молодежи. Думаю, с годами прихожан будет все больше и больше", - подытожил он.


Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган надеется, что число воцерковленных россиян возрастет.

"Я соглашусь с данными фонда "Общественное мнения". Уже давно я говорил, что именно Русская Православная Церковь объединяет Россию от Курильских островов до Калининграда. Россия всегда будет верна православию. Как патриот России, я радуюсь ее успехам и всегда выступаю за укрепление нашей державы. Между евреями и русскими много общего. Нас роднит и культура, и язык, и Библия для нас священна", - сказал он.

"Безусловно, русские люди всегда будут воспитывать детей в православной культуре и надеюсь, что процент воцерковленных будет только расти", - подытожил Зиновий Львович.


http://www.regions.ru/news/2278972/

No comments:

Post a Comment